Регионы оценивались по девяти критериям: уровень развития турбизнеса, оборот туруслуг, популярность региона у россиян и иностранцев, туристическая уникальность (достопримечательности и курорты), экология, криминогенная ситуация, развитость транспортной и социальной инфраструктуры, популярность региона как туристического бренда в интернете.
13-е место Татарстана, мягко говоря, расходится с позициями, которые занимает республика в иных отраслевых рейтингах. Поскольку составители рейтинга не раскрывают исходные данные и полную методологию, TatCenter.ru собрал информацию из официальных источников и других рейтингов, дабы сравнить ситуацию по тем же критериям.
Рэнкинг центра «Рейтинг» и журнала»Отдых в России"
Уровень развития туристического бизнеса
Оценивались показатели на душу населения: общее число мест в гостиницах; число жителей, занятых в сфере туризма. По данным Ростуризма за 2014 год, в Татарстане в коллективных средствах размещения (КСР) работают около 9 тыс. человек, в турфирмах — 1340. По этим показателям республика находится в десятке, существенно обгоняя Карелию, Нижегородскую область, Алтайский край и Ленинградскую область, которые в итоговом рейтинге оказались выше.
В Татарстане, по данным Ростуризма, 37,3 тыс. мест в гостиницах. Это втрое больше, чем в Калининградской и Ярославской, Калужской области, которые также вошли в лидирующую группу. Также показатели выше, чем в Нижегородской области, Алтайском и Приморском краях, но ниже, чем в Ставрополье или Ленинградской области.
Ранее, вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин ситуацию с номерным фондом в РФ охарактеризовал так: «новые современные гостиницы строятся только в крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Владивостоке, на Черноморском побережье».
Древний город Болгар (Татарстан)
Оборот туристических услуг
Составители рейтинга считали количество рублей, заработанных в сфере туризма — на каждого жителя региона.
Объем платных услуг в Татарстане в сфере туризма в 2014 году составил почти 2,5 млрд рублей, при чем по итогам трех кварталов 2015 года рост составил 13%. 2,5 млрд — это чуть больше, чем объемы Псковской, Калужской, Ярославской, Калининградской, Ленинградской областей и Алтайского края вместе взятых.
Но рейтинг рассчитывался на душу населения, а в таком случае, например, у лидера по объему платных услуг — Москвы — на каждого жителя приходится 1820 рублей. А в Ненецком автономном округе — в полтора раза больше, потому что объем услуг составил 134 млн рублей, а население региона — 43,3 тыс. человек. По общему же объему платных услуг Татарстан занимает шестое место.
Популярность региона у россиян и иностранцев
Показатель определялся по количеству ночевок в гостиницах. По нему Татарстан уступает только гигантам отрасли — Москве и области, Санкт-Петербургу, Краснодарскому краю и Крыму. Также Татарстан незначительно (не в разы) уступает Башкирии и Ставропольскому краю. Всего же в Татарстане за прошлый год переночевали 4,5 млн раз.
Туристическая уникальность
Показатель рассчитывался по рейтингу достопримечательностей и курортов, по данным ЮНЕСКО, материалам СМИ и экспертным оценкам. Официальных данных по показателю оперативно найти не удалось, но о методологии составителей говорит, например, положение республики Тувы — одного из самобытных регионов России: она занимает последнее место в рейтинге.
Остров-град Свияжск (Татарстан)
Экологическое «здоровье» региона
Экологические рейтинги обычно, составляются не по регионам, а по городам. Казань в них в зависимости от исходных данных занимает 8−13 места. В последнем, подготовленным минприроды, столица Татарстана заняла 8-е место, тогда как первые строки заняли Москва, Горно-Алтайск и Краснодар.
Криминогенная ситуация
Рассчитывалась как соотношение количества преступлений на тысячу жителей. Поскольку для туристов больше важны преступления, которые совершаются в общественных местах, то можно использовать данные МВД.
Развитость транспортной и социальной инфраструктуры, обеспеченность объектами культуры
Оценить регионы объективно по этому показателю нам не представляется возможным, но в плане обеспеченности РТ объектами социальной инфраструктуры и культуры сомнений нет.
Кроме того, на тысячу человек населения в Татарстане приходится 890 посещений музеев в 2014 году. В прошлом году Казань заняла третье место в рейтинге привлекательности городов России по мнению экспертов Российского союза инженеров. Кроме того, столица Татарстана на протяжении года занимали лидирующие места в различных рейтингах, начиная от обеспеченности танцевальными школами и заканчивая музыкальностью.
Популярность региона как туристического бренда в интернете
Помимо упоминания Казани в связи с проведением Универсиады (телевизионная аудитория — 3 млрд зрителей) и ЧМ-2015 по водным видам спорта (4,5 млрд зрителей), показатель можно определить по количеству публикаций на международном уровне.
Так, например, Казань заняла третье место в рейтинге самых популярных городов России для путешествий на новогодние праздники, пропустив вперед только Санкт-Петербург и Москву. Рейтинг составлен сервисом онлайн-бронирования отелей Oktogo.ru на основе данных бронирования отелей с 31 декабря 2015 года по 10 января 2016 года туристами, путешествующими самостоятельно.
Ранее Казань заняла второе место в рейтинге самых недорогих городов России для семейных путешествий на осенние школьные каникулы по версии туристического портала Travel.ru.
По версии системы поиска и сравнения цен на отели trivago.ru Казань заняла 39-ю строчку в рейтинге наиболее привлекательных городов для путешественников со всего мира по соотношению цены и качества.
Всего в первую сотню вошли только четыре российских города. Наиболее высокую позицию — 7-е место — занимает Суздаль. На 12-й строчке расположился Калининград. Санкт-Петербург занял 58-ю строчку, поднявшись с 93-го места.
«На месте региональных ведомств по развитию туризма или других заинтересованных лиц я не стал бы переживать, если они увидят «свой» регион ниже, чем ожидалось. Дело в том, что потенциал российских регионов (за очень редким исключением) настолько еще не реализован, настолько россияне пока не используют собственное богатство, что складывается впечатление, что российский туризм — везде: в Сибири, на Урале, на Кавказе, на Дальнем Востоке — только в самом начале пути.
Но, прежде чем, бороться за мировую популярность, для начала нужно отвоевать собственных туристов у зарубежных курортов — и сейчас, в силу обстоятельств, у российского туризма такая возможность есть", — заявил генеральный директор ЦИК «Рейтинг», руководитель проекта «Национальный рейтинг» Арсен Аристекесян.
Эксперты, комментируя рейтинг, отмечают, что позиции Карелии (зимний и экологический туризм) и Алтайского края (самый популярный в Сибири курорт «Белокуриха») закономерны, а вот лечебно-курортное Ставрополье и динамично развивающийся Татарстан, как считает часть из них, могли бы занять и более высокие места.
Впрочем, мнения экспертов разнятся. Председатель совета межрегиональной туристской ассоциации «Приволжье» (г.Нижний Новгород) Сергей Кривцов в группе лидеров выделил только Татарстан. «Остальные регионы в последнее время или сдают свои позиции, или еще не доросли до необходимого уровня», — заявил он.
Илья Иванов
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: