Основная проблема, с которой сталкивается руководитель при проведении совещаний, это необходимость совмещения разных ролей (фасилитатор совещания, содержательный участник, высший руководитель). Задача тем более не простая, если речь идет о совещании команды высших руководителей. Высокие амбиции и сила личностей топ-менеджеров, индивидуализм и сложная внутренняя динамика внутри команды, которые не так просто отделить от содержания обсуждения, создают дополнительные препятствия на пути продуктивной работы. Зачастую проблема состоит не в том, чтобы обсудить вопрос, а в том, чтобы договориться между собой, построить беседу таким образом, чтобы решение было исполнено и ни у кого не осталось чувства «меня победили».
В ряде случаев злую шутку может сыграть и инертность — привычная колея, в которой проходят собрания и которая есть почти у любой команды. Например, команда хорошо мобилизуется, умеет принимать совместные решения в кризисной ситуации, но плохо справляется с творческими задачами (создание сценариев развития ситуации, видения будущего).
Но, наверное, самой распространенной причиной провальных совещаний по-прежнему остается элементарная нехватка времени на содержательную подготовку встречи. Мы предлагаем несколько несложных рекомендаций, которые позволят сделать собрание топ-команды максимально результативным и направить совещание в верное русло.
1. Определите формат.
В зависимости от обсуждаемого вопроса можно выделить три основные разновидности совещаний. Во-первых, регулярное, или оперативка (основные вопросы: существующее положение дел, планы на будущее, помощь присутствующих
Заранее определив формат совещания, вы сформируете ожидания участников о его продолжительности, важности и их роли в обсуждении. Это поможет им подготовиться к встрече и спланировать свой дальнейший график. Помните: оптимальная продолжительность оперативки — час-полтора, в то время как на выработку стратегии вполне может понадобиться несколько дней.
2. Выберите участников.
Даже при самой тщательной подготовке и качественной организации не всегда удастся построить конструктивную беседу и принять решение, если на совещании присутствуют лишние участники, не имеющие отношения к теме обсуждения, или отсутствуют ключевые люди, ответственные за тот или иной вопрос.
3. Подготовьте программу.
Недостаточно просто составить программу совещания. Необходимо оформить ее в виде повестки и заблаговременно распространить среди всех участников предстоящей встречи. Каждый присутствующий должен заранее знать, какая подготовка от него потребуется, какую информацию он должен собрать и в каком формате представить (просто информация, анализ и выводы, предложение альтернатив
4. Избегайте лишних тем.
Есть темы, которые бессмысленно выносить на всеобщее обсуждение. Экономьте свое время и время собравшихся, избегая коллегиального решения вопросов, в следующих случаях.
- Дело касается только двух человек (им имеет смысл договориться между собой или, если потребуется, привлечь руководителя для посредничества).
- Вся вводная информация и право принимать решение по вопросу сосредоточены в руках одного человека (пусть он решит самостоятельно и проинформирует всех о своем решении).
- Дело предполагает публичный разнос (если есть необходимость жестко критиковать, лучше не делать этого на аудиторию).
- Ситуация содержит этически или личностно сложные моменты (такие вопросы правильнее решать кулуарно, с глазу на глаз).
Старайтесь не выносить на совещание проблемы, которые можно решить индивидуально, не стремитесь обсудить слишком много вопросов за один присест.
5. Ведите протокол. Все предложения, идеи и решения должны фиксироваться по ходу обсуждения. После окончания совещания сделанные записи необходимо обработать и распространить среди присутствовавших участников в виде итогового протокола. Это позволит не упустить ценные идеи и резюмировать принятые решения (кто что делает и в какие сроки), а в перспективе осуществлять контроль над их исполнением.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: