TatCenter.ru уже писал о выборах в муниципальные органы власти. В соответствии с ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на территории Татарстана с 1 января 2006 года появятся 999 муниципальных образований, для работы в которых мы выберем 8060 депутатов. Сегодня власти решают конкретные вопросы функционирования муниципалитетов — доходы и расходы бюджетов и межбюджетные отношения.
Введение 131-го закона повлекло поправки в Бюджетный кодекс РТ и закон о местном самоуправлении. Реформирована и вся бюджетная система Российской Федерации. Прежде законодательство оперировало понятиями бюджетов федерального, регионального и местного уровня. Теперь система местных бюджетов включает в себя бюджеты городских округов и консолидированные бюджеты муниципальных районов. А муниципальные, в свою очередь, состоят из бюджетов собственно муниципальных районов и принципиально новых бюджетов поселений. Это так называемые бюджеты 4-го уровня.
Распределение поступающих в бюджеты средств не изменилось, прежние пропорции сохранены. По крайней мере, если федеральные власти не решат ввести новую систему распределения средств в федеральный и региональный бюджеты. Лишь местный бюджет при прежнем его наполнении денежными средствами получает дополнительное деление.
Как рассказывает Елена Зяббарова, заместитель министра финансов РТ, каждый уровень бюджетов в новом формате наделен собственными, законодательно закрепленными, доходными и расходными полномочиями. Доходные полномочия закреплены Бюджетным кодексом РФ.
За бюджетами поселений закрепляется 10% налогов на доходы физических лиц, земельный налог и налог на имущество физических лиц в полном объеме, а также 30% единого сельскохозяйственного налога.
Доходы муниципальных районов формируются за счет 20% налогов на доходы физических лиц, единый налог на вмененный доход, 30% единого сельхозналога и государственная пошлина за совершение юридически значимых действий и выдачу документов.
А бюджеты городских поселений — консолидированные, они подлежат начислению налоговых доходов по нормативу как для бюджетов поселений, так и для бюджетов муниципальных районов. Кроме того в бюджеты муниципальных образований будут переданы 10% налога на доходы физических лиц, подлежащих начислению в консолидированный бюджет РТ по дополнительным нормативам. Это произойдет в в соответствии с бюджетным законодательством РФ и РТ.
С 2006 года за органами местного самоуправления муниципальных районов закрепляется право по введению специального налогового режима на единый налог и вмененный доход. До начала финансового года они должны принять решения о введении на своей территории этого налога.
Изменяется с 2006 года и принцип уплаты земельного налога в связи со вступлением в силу 31 главы Налогового кодекса. Исчисление налога будет происходить в соответствии с кадастровой оценкой земли. Этот налог относится к бюджету поселенческого уровня.
Расходные обязательства бюджетов сейчас формируются в соответствии с тем разграничением полномочий, которое присутствует в федеральном законодательстве. Круг вопросов местного значения четко определен в 14−16 ст.ст. ФЗ-131. Там четко прописаны вопросы, какие вопросы закрепляются за городским округом, муниципальным районом, поселением. Кроме того муниципалитеты могут решать и иные вопросы при наличии собственных финансовых и материальных ресурсов.
Органы местного самоуправления могут исполнять и государственные полномочия при условии полного финансового обеспечения этих полномочий. Так, в Татарстане муниципалитетам будут переданы полномочия по исполнению государственного образовательного стандарта, по выплате субсидий на оплату коммунальных услуг и жилья, по содержанию ЗАГСов и учреждений социального обслуживания, а также выполнение государственных полномочий по предоставлению дотаций поселениям. По словам Елены Юрьевны, передача мандатов должна происходить исключительно при 100%-ном финансировании этих полномочий. Происходить это будет через специально созданный фонд компенсаций.
Принципиальным отличием во взаимодействии республиканского и местных бюджетов является то, что строиться оно будет исключительно на основе системы межбюджетных трансфертов. Отношения
между бюджетами будут регламентироваться строго формализованными правилами с применением методик, инструментов, которые определены законом. Для регулирования системы межбюджетных трансфертов создаются 5 фондов: региональный фонд поддержки поселений, региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов, региональный фонд софинансирования социальных расходов, фонд компенсаций и фонд регионального развития.
В связи с возникновением новых межбюджетных отношений Елена Зяббарова отметила новую экономическую категорию — субвенции, предаваемые с уровня местных бюджетов в бюджеты регионов. Финансисты называют их отрицательными трансфертами. Если в муниципалитете расчетные налоговые доходы, приходящиеся на душу населения, на 30% превышают аналогичные показатели в среднем по республике, то половина такого превышения изымается в бюджет региона в виде субвенций.
При внедрении столь масштабных изменений большая нагрузка ложится на налоговые органы. В новых условиях меняется порядок уплаты налогов и сборов, меняются коды ОКАТО. А органам местного самоуправления требуются четкие регламенты работы, новые базы данных, техническая поддержка, которых у них нет. Кроме того взимание земельного налога невозможно, пока мы не зарегистрируем все земельные участки и не определимся с их собственниками.
Так в общих чертах будет выглядеть система бюджетов и отношений между ними на разных уровнях. Многие параметры пока не определены потому, что еще не принят бюджет на 2006 год. Многое еще предстоит разработать.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: