«Если компания делает корпоративный праздник — это значит, что она созрела для обсуждения и решения задач корпоративной культуры», — считает Олег Гарбузов, директор ООО «Министерство радости». Действительно, где еще, как не в атмосфере непринужденного праздника, проявляется то, что принято называть «системой отношений коллектива организации»: правила и ценности, принятые сотрудниками и составляющие так называемый «командный дух».
Все корпоративные праздники можно разделить на два типа: внутрикорпоративные и праздники-презентации.
Гульнара Гайнутдинова, директор агентства «Мастер церемоний»:
— Солидные компании проводят в год 6−7 корпоративных мероприятий: 2−3 внутрикорпоративных (Новый год, День компании и профессиональный праздник), а также ежеквартально различного рода презентации.
Не стоит забывать, что это — мнение специалиста, и каждая компания сама определяет количество праздников для своих сотрудников, топ-менеджмента и партнеров.
Внутрикорпоративные праздники (вечеринки)
Их цель — объединить сотрудников под флагом и идеалами компании. А потому желательно, чтобы все приглашенные (в первую очередь сотрудники, а также ближайшие друзья, бывшие коллеги и деловые партнеры) чувствовали, что оказались на празднике самой доброжелательной и успешной компании страны.
Методы для достижения этой цели могут быть самыми разными: от коллективного распевания гимна компании и чтения посвященных трудовому коллективу и начальству стихотворений до награждения победителей в номинациях «Лучший руководитель», «Лучший специалист» и других. Можно придумать и шуточные номинации, но в этом случае важно соблюдать политкорректность и суметь предугадать реакцию, например, победителя в номинации «Мистер пустое слово» — обиды на празднике ни к чему. Приветствуется на таких мероприятиях и концертная программа, подготовленная силами коллектива или приглашенными артистами.
Олег Гарбузов:
— Мой совет — не стоит пускать праздники на самотек, цель и идея мероприятия — очень важный момент. Так, Новый год — прекрасный повод для того, чтобы весело и интересно отметить сотрудников, которые отличились в течение года, внесли свой вклад в развитие компании, а такие люди всегда есть. Элемент признания — это ведь очень важно, особенно для тех, кто работает, что называется, «не за зарплату». В фирмах, где имеют место неформальные отношения, уместны и неформальные номинации. И еще — многие фирмы делают упор на угощение. Я считаю, что все должно быть гармонично: количество выпитого, съеденного, увиденного и прожитого. Важно не перебрать в каждом ключе, конечно, в этом могут помочь люди, профессионально занимающиеся праздниками.
Где проводить внутрикорпоративный праздник — дело, как говорится, хозяйское — все зависит от возможностей компании. Опять же — офис офису рознь, это касается и площади помещения, и количества сотрудников, и, главное — взаимоотношений. В любом случае, если руководитель осмысленно идет на проведение праздника в офисе, то утром следующего дня не стоит делать замечания по поводу некоторого беспорядка на рабочих местах.
Становление неформальных доверительных отношений в коллективе — это определенного рода работа, и внутрикорпоративные праздники едва ли не главный в ней инструмент, а потому лучше их посещать. В конце концов, если сотрудник ими часто пренебрегает, то пускай не удивляется, когда в какой-то момент его попросят освободить место, так как он… «чужой». Причина для «непосещения» должна быть достаточной весомой; кроме того, о своем отсутствии на празднике лучше сообщить заранее, тем более когда компания выезжает за город или отправляется в кафе или ресторан. Вообще 100%-е посещение говорит о том, что в компании благоприятный моральный климат, соответственно «низкая посещаемость» говорит об обратном. По поводу опозданий: на 20−30 минут женщинам допустимо и только с условием, что это время было потрачено не зря.
Что касается начальства, то оно, как говорится, «задерживается». И все-таки категоричное «нет» нужно сказать опозданиям в том случае, если вы — организатор мероприятия, зан
имаете в компании не последний пост, выступаете на официальной части, а также, если вы приглашены на VIP-мероприятие с плотно расписанной программой и именной рассадкой гостей.
Правила поведения на внутрикорпоративных праздниках, конечно, существуют. Так, не стоит пытаться устраивать на подобных мероприятиях личную жизнь свою и коллег. Чувства к коллегам (зависть и злость, влюбленностью в кого-либо) тоже лучше оставить при себе — выяснениям отношений на вечеринке не место. А вот от чего не стоит отказываться, так это от участия в конкурсах, играх и танцах — активность коллективом оценивается положительно. Пить больше известной вам дозы, конечно, не стоит — алкоголь развязывает язык, а болтун, как известно, находка для шпиона. Внимание! Пить с начальником можно только в том случае, если инициатива исходила от него.
Сотрудники даже самой лучшей компании в мире — тоже люди, а потому непредсказуемы. У каждого человека есть свой «моральный кодекс», о нем не стоит забывать и на внутрикорпоративных праздниках, более того, следование ему придаст вам естественности, а значит — уверенности.
Есть определенные нюансы в поведении на праздниках начальства, о них надо сказать особо.
Гульнара Гайнутдинова:
— Для руководителя компании любое корпоративное мероприятие — это в первую очередь работа на публику. Если праздник внутрикорпоративный, то начальник должен показать, какой он заботливый руководитель, как он может стимулировать своих сотрудников в деле процветания компании. Если праздник — презентация, то руководитель должен показать пришедшим, что его предприятие успешно и является стабильным партнером. Возвращаясь к внутрикорпоративным мероприятиям, надо отметить, что лучше, если руководитель во второй половине торжества его покинет. С другой стороны, остаться до самого конца — прекрасный способ проверить, кто и когда пришел, ушел, в каком состоянии, с кем — тоже своего рода информация. Что касается опозданий, то не нужно забывать, что люди в ожидании могут начать раздражаться, а это не очень хорошо, тем более когда причина раздражения — начальник. Лучше, если мероприятие начнет вовремя делегированный заместитель.
Олег Гарбузов:
— Я всегда проговариваю с руководством (особенно в тех компаниях, где подчиненные далеки от начальства) то, как оно будет себя вести. Тут опять же все зависит от целей праздника, если это «внутрикорпоративный веселушник», то я говорю: «Расслабьтесь, снимите с себя напряжение — вы не на работе». Внутреннее состояние начальства очень передается команде. А уж один, два дня в году руководителю можно себе позволить среди своих сотрудников просто быть самим собой. Однако напомню, что в поведении начальника опять же нет универсальных советов.
Заметим, что опрошенные сошлись в одном — корпоративный праздник-презентация — это все-таки прежде всего работа. А хорошо проведенная работа над корпоративным праздником произведут как внешний, так и внутренний эффект.
Праздник-презентация
Это один из способов «раскрутки компании». Его преимущества очевидны. Презентация ненавязчиво привлечет внимание потенциальных клиентов и партнеров к компании: подробно расскажет о новых направлениях деятельности, покажет достоинства и перспективы сотрудничества, создаст у нужных людей хорошее настроение и закрепит тем самым в их подсознании связь между положительными эмоциями и организацией. Если же пригласить на праздник журналистов, то в случае успеха выход позитивных статей о компании обеспечен. Кроме того, личные контакты в неформальной обстановке бывают более продуктивными, чем официальное рукопожатие. К слову, на такие мероприятия не обязательно приглашать весь коллектив.
Кому доверить организацию праздника — решать самой компании. Конечно, чтобы организовать «пикник на обочине» для своих сотрудников и ближайших партнеров, не обязательно поручать это агентству, а вот с официальной презентацией или большим торжеством, пожалуй, лучше справятся профессионалы.
Татьяна Ендальцева, директор ателье праздников «Тринити»:
— У агентств есть опыт, идеи и возможности (реквизит, артисты), а этим не следует пренебрегать. Хорошо, когда агентство работает с предприятием постоянно: можно хорошо изучить его сотрудников, их таланты, шутки — все это помогает при подготовке к празднику; кроме того, в кругу знакомых все чувствуют себя раскованнее. Что касается советов при выборе агентства, то прежде всего надо обращать внимание на рекомендации со стороны тех, кто услугами агентства уже пользовался, и портфолио. Не стоит обращать внимание на возраст агентства — наличие идей по проведению праздников этим не измеряется
Не стоит требовать от агентства готовый сценарий праздника, тем более его, как правило, и нет. Потому что праздник — это сплошная импровизация и непредсказуемость.
Татьяна Ендальцева:
— Агентства, которые занимаются организацией праздников, не производят материальные ценности, они производят эмоции, которые остаются в сердцах и умах людей, побывавших на нем.
Олег Гарбузов:
— Готового сценария нет, зато есть идеальный, такой, после которого стало светлее, люди стали ближе друг другу. Я по себе знаю — стоит хорошо отдохнуть, как и трудиться становится легче: идеи приходят, задачи решаются. Идеальный праздник — это не его организация, а впечатление от него, и еще — идеальный, значит, не пассивный.
Вот он — ответ на вопрос о том, как провести корпоративный праздник с пользой для дела: желайте праздника, участвуйте в нем, создайте его себе, своим коллегам и деловым партнерам, а остальное, как говорится, приложится.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: