Моторное масло выполняет несколько функций одновременно: смазывает, охлаждает и очищает детали двигателя. При выборе моторного масла необходимо учитывать техническое состояние, режим работы автомобиля и климатические условия, при которых он будет эксплуатироваться. Существует четыре вида базовых масел:
- Минеральные (полученные путем вакуумной перегонки мазута с последующим рафинированием);
- Гидрокрекинговые (получаются после гидрообработки минерального масла, в течение которой протекает ряд химических реакций и удаляются соединения серы, азота, другие соединения);
- Полусинтетические (смесь минерального и синтетического масел);
- Синтетические.
Основное преимущество минерального масла — цена. Оно достаточно простое по составу и не требует высоких затрат на производство. Однако за низкую цену приходиться платить и низким качеством: в двигателе авто появляются нагар и шлам.
Для того чтобы предотвратить эти последствия, были разработаны синтетические масла, обладающие рядом преимуществ. Во-первых, срок эксплуатации масел на основе синтетики и полусинтетики в 2−3 раза больше их минеральных аналогов. Во-вторых, они предназначены для эксплуатации автотехники при температурах окружающей среды от минус 40 градусов до плюс 50 градусов. Это свойство синтетики и полусинтетики особенно ценно в наших климатических условиях, так как моторные масла на их основе обеспечивают холодный запуск двигателя при минусовой температуре, существенно снижая тем самым риск досрочно «посадить» аккумулятор. Минеральное масло застывает при температуре минус 20 градусах. Синтетические масла сохраняют свои свойства в течение всего срока эксплуатации, однако их производство очень дорого, что сказывается на цене.
Чтобы сделать моторные масла максимально доступными для потребителей при их высоком качестве по сравнению с минеральным, были разработаны полусинтетические и гидрокрекинговые масла. Они достаточно стабильны при эксплуатации и отличаются от синтетических более низкой ценой.
В настоящее время полусинтетические и синтетические масла производятся и в Татарстане. В конце 2003 года в Нижнекамске был открыт завод синтетических масел — первое в России предприятие, обеспечивающее полный технологический цикл от создания базовой синтетической основы полиальфаолефиновых масел до выпуска широкой гаммы готовой продукции. ООО «Татнефть-Нижнекамскнефтехим-Ойл» — одно из пяти существующих в мире предприятий, владеющее технологией производства базовой синтетической основы полиальфаолефиновых масел.
Владимир Шамсутдинов, и. о. директора ООО «Татнефть-Нижнекамскнефтехим-Ойл»:
— Выпускаемые в Нижнекамске моторные масла успешно прошли стендовые испытания и получили одобрение на заводах КАМАЗа, Автодизеля и АвтоВАЗа. Они имеют допуск к изготовлению и применению от МВК Госстандарта России, заключения Госсанэпидслужбы РФ. Нижнекамские масла также получили свидетельства от Ассоциации автомобильных инженеров, подтверждающие, что они испытаны и соответствуют стандарту СТО-98.
Нижнекамский завод синтетических масел производит сегодня базовые полиальфаолефиновые масла одиннадцати модификаций, на основе которых выпускаются товарные моторные полусинтетические всесезонные масла серии «Татнефть-Прогресс» и «Татнефть-Профи», а также синтетическое холодильное масло ХС-40, синтетическое масло М-9С и трансмиссионное полусинтетическое масло «Татнефть ТМ-5−18».
Владимир Шамсутдинов:
— Наш завод работает с импортными присадками, изготовленными по той же технологии и базовой основе, которыми пользуются зарубежные производители синтетического масла. Поэтому качество наших масел ничем не уступает западным аналогам при цене на 15−20\% ниже импортных масел.
По словам Владимира Шамсутдинова, при выборе моторного масла необходимо обратить внимание на два основных критерия: вязкость по классификации SAE, которая выбирается в зависимости от температуры окружающей среды, и уровень эксплуатационных свойств по классификатору API.
Степень вязкости SAE
Владимир Шамсутдинов:
— Вязкость масла — это основной показатель качества, который является общим для всех масел. Для двигателя необходимо применять масло с оптимальной вязкостью, величина которой зависит от конструкции, режима работы и степени износа, температуры окружающей среды других факторов.
В настоящее время единственно признанной в зарубежных странах системы классификации автомобильных моторных масел является спецификация SAEJ 300. Она подразделяет моторные масла на шесть зимних с буквой W (Winter) (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W) и пять летних классов вязкости (20, 30, 40, 50, 60).
Всесезонные масла обозначаются сдвоенным номером, первый из которых указывает на минимальное значение динамической вязкости масел при отрицательных температурах и гарантирует пусковые свойства, а второй — определяет характерный для соответствующего класса вязкости летнего масла диапазон кинематической вязкости при 100 °C и динамической вязкости при 150 °C.
Таким образом, степень вязкости SAE помогает определить диапазон температуры окружающей среды, при котором масло обеспечит нормальную работу двигателя — его проворачивание стартером, прокачивание масла насосом по смазочной системе при холодном пуске и надежное смазывание летом при длительной работе в режиме максимальных скоростей и нагрузок.
Классификация API
Индекс классификации состоит из двух букв, первая из которых указывает на назначение масла:
- Категория S (Service) — для бензиновых двигателей;
- Категория C (Commercial) — для дизельных двигателей.
Универсальные масла, предназначенные для бензиновых и дизельных двигателей, имеют двойную индексацию, например SG/CD.
Цифры при обозначении классов CF-4, CD-2 дают дополнительную информацию о применяемости данного класса масел 4 или 2-тактных дизелей соответственно.
Кроме того, современное моторное масло должно иметь ряд важнейших характеристик:
- хорошая текучесть при низких температурах;
- предотвращение нагара на деталях цилиндропоршневой группы;
- минимальное пенообразование при работающем двигателе;
- защита металлических деталей от коррозии;
- нейтрализация кислот, образующихся при сгорании и окислении топлива и воздуха;
- охлаждение поршней, подшипников коленчатого вала и других деталей;
- стабильность эксплуатационных свойств при длительном применении и хранении.
Таким образом, при выборе масла необходимо руководствоваться, во-первых, рекомендациями изготовителей двигателей; во-вторых, состоянием двигателя и километражем пробега и, наконец, соотношением «цена-качество» и степенью защиты от подделки.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: