По одному из вариантов, за который ратуют как страховщики, так и те, кто пользуется медицинским обслуживанием, — через интеграцию систем обязательного и добровольного медицинского страхования (ДМС).
Объединение — дело непростое
При прямом объединении систем ОМС и ДМС возникает коллизия: медицинские услуги будут оплачиваться дважды — в рамках каждой из систем. Исключить двойной платеж непросто — требуются законодательные изменения. Именно эту проблему рассмотрят в начале 2004 года, когда будут обсуждаться изменения, вносимые в Закон о медицинском страховании, Речь идет о предложении направлять часть средств из объема, уплачиваемого по системе единого социального налога (ЕСН), на добровольное медицинское страхование. Это первый шаг по пути объединения систем ОМС и ДМС и выработки на их основе единой системы здравоохранения.
Но вот по поводу дальнейших шагов в объединении ОМС и ДМС уже есть разные мнения.
Специалисты «Ингосстраха» считают, что создать целостную систему, когда ДМС будет не замещать ОМС, а дополнять его, можно. Но сначала необходимо четко определить объем гарантированной государством бесштатной медицинской помощи, а затем уменьшить этот объем с таким расчетом, чтобы принести размер государственных гарантий в соответствие с финансовыми возможностями государства (как известно, сейчас дефицит средств МС составляет 40%).
Другим экспертам такое предложение представляется нецелесообразным, так как в нашей стране, как известно, любое сокращение расходов на социально значимые программы ведет к коллапсу этих программ и серьезным социальным потрясениям. Поэтому противники объединения систем ДМС и ОМС высказываются в том духе, что государственное финансирование ОМС следует не просто не сокращать, но даже увеличивать. По мнению специалистов страховой компании «Нефтеполис», система ОМС заработает лишь в случае резкого увеличения госфинансирования здравоохранения. Тогда лечебно-профилактические учреждения смогут модернизировать свою лечебно-диагностическую базу, привлечь необходимых специалистов и обеспечить им достойные условия труда, чтобы в практическое здравоохранение приходили квалифицированные, в том числе и молодые специалисты.
Главные препятствия
Какой бы способ реформы ОМС ни был бы выбран, ключевым моментом станет разработка единых тарифов на медицинские услуги. Отсутствие утвержденных государством тарифов приводит к тому, что в лечебных учреждениях существуют сейчас разные виды услуг — бесплатные, оплачиваемые по прейскуранту либо наличными непосредственно врачу.
Эксперты страховой компании РОСНО предлагают начать разработку единой тарифной сетки с ДМС. Они считают, что за основу такой сетки необходимо взять стандартные, унифицированные программы страхования, структура которых должна быть понятна каждому, особенно желающим получать медицинскую помощь высокого качества за дополнительную плату. Такие программы ДМС можно было бы разработать с учетом специфики базовой программы ОМС. Учитывая, что медицинские услуги, включенные в перечень системы ОМС, не выбираются на 50%, можно было бы невостребованные услуги переложить на ДМС, опробовав таким образом возможность взаимодействия двух систем. Если бы эта программа была реализована, это помогло бы значительно снизить минимальную стоимость полиса ДМС и сделало бы доступным качественное медицинское обслуживание гораздо большему, чем теперь, числу граждан.
Следующий этап реформы касается лечебных учреждений. Они должны быть не государственной собственностью, а частной или акционерной — то есть свободными хозяйствующими субъектами, которые вправе отказать в предоставлении медицинской помощи, если не исполнено встречное обязательство — не внесена плата за оказанные услуги. Иными словами, необходимо внедрение рыночных и страховых принципов в систему ОМС и здравоохранения.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: