Новости
02 Октября 2009, 15:30

Как не допустить профессиональной усталости?

Желание отпроситься пораньше с работы, объясняемое «страшной усталостью», может быть одним из признаков «профессионального выгорания». О причинах этого состояния и о способах его преодоления стоит узнать до того, как вы дошли до психофизиологического истощения.

Термин «профессиональное выгорание» звучит настолько безнадежно, что мало кто отважится применить его по отношению к себе. «Неважно себя чувствую», «наверное, сегодня не мой день», «как мне все это надоело» — вот обычные «диагнозы», которые ставят себе работники, страдающие от эмоционального, физического и умственного истощения на работе. Человек поначалу ощущает обиду, несправедливость, впоследствии перерастающие в апатию и депрессию (избавиться от которых не помогает даже продолжительный отпуск), нежелание работать в данной компании или в данном коллективе. Внешние проявления этого психофизиологического феномена многообразны, типичны для любого хронического стресса и, как правило, ведут к убыткам для компании: обострение хронических насморков, мигреней и плоскостопий, постоянные опоздания и «отпрашивания» по самым уважительным причинам. Как результат — сорванные контракты, проваленные проекты, несостоявшиеся сделки, подпорченная репутация.

Еще до появления критических симптомов важно вовремя выявить свое движение в сторону профессиональных выгорания — для этого необходимо знать основные причины «недуга». Самостоятельно провести такой анализ под силу только рефлексивному человеку — «прислушивание» к себе требует много энергии, которой у «выгорающего» как раз и не хватает. Скорее всего, вам все-таки понадобится помощь руководителя, коллеги или коуча, способного выявить системный негативный фактор еще на первой фазе кризиса, при появлении хронической усталости.

Психологи и бизнес-тренеры выделяют следующие причины профессионального выгорания.

Причина 1. По иронии судьбы довольно часто «выгорают» трудоголики. «Поскольку профессиональная нагрузка истощает силы, нужно сбалансировать ее другой деятельностью, которая эти силы будет восстанавливать», — рекомендует Елена Бабиевская, директор «Психологического центра на Пятницкой». Баланс очень важен, поскольку люди часто чрезмерно вкладываются в работу, делают ее огромной, чересчур значимой частью своей жизни. Недостаток признания и положительных результатов заставляет их чувствовать себя глубоко неудовлетворенными. Необходимо найти для себя другие виды занятий, хобби, увлечения, новые интересы, чаще переключаться на что-то приятное, радовать себя, получать новые впечатления, заниматься спортом. Кроме того, нужно заботиться о своем здоровье, сне, питании, совершать прогулки на свежем воздухе.

Причина 2. Работа изначально была выбрана сотрудником ошибочно. Радость новизны прошла, наступил момент «отрезвления», разочарования. Нина Серегина, руководитель ИТ-отдела 3R Recruitment Company, время от времени сталкивается с кандидатами, состояние которых она, будучи по образованию психологом, может диагностировать как «выгорание». Часто они сами признаются: «Готов обсуждать позицию, но в идеале хотел бы уйти из этого бизнеса — устал, мне все это надоело». Рекрутеры, по словам Серегиной, входят в их положение: «Будем реалистичны — есть разные стадии „выгорания“. Если человек понимает, что надо как-то развиваться, жить дальше, участвовать в социальной игре — он сможет работать в рамках своей профессии». Но при тяжелых формах «болезни» экспериментировать со сменой мест работы эксперт не советует — лучше обратиться к психологу.

Причина 3. Сотрудник давно «перерос» свою работу, и то, что он делает, осуществляется им «автоматически», безо всякого интереса. В подобной ситуации поможет так называемый кроссиндустриальный переход, освоение новых областей. Другой вариант — не меняя своего места работы, делать акценты не на том, что он уже хорошо знает и умеет, а на том, что вызывало у него сложности. Анна Рыжкова, гендиректор 3R Recruitment Company, говорит о желании компаний нанимать сотрудников, имеющих полный набор компетенций: профессиональные навыки, опыт управления, понимание сектора рынка, знание клиентов. Нередко человеку, обладающему всем перечисленным, очень скоро становится просто неинтересно. Он всего лишь «меняет стены», делая то же самое, что и на предыдущей работе. То есть работодатель в силах предотвратить скорую потерю интереса к трудовой деятельности у сотрудников, производя набор людей с потенциалом для обучения и роста.

Причина 4. «Обратная» ситуация: от сотрудника требуется больше усилий, чем он в состоянии приложить. Выход один — откровенный разговор с начальством о перераспределении нагрузок, в крайнем случае — смена места работы.

Причина 5. Содержание трудовой деятельности подразумевает постоянное значительное «эмоциональное включение». По этому критерию легко выделить группы риска: эйчары, сейлзы, учителя, дизайнеры, психологи, пиарщики, рекламисты. «Я в свое время отказалась работать только по психологическому направлению, потому что осознавала все риски, которые меня ждут через несколько лет, — рассказывает Елена Губанова, руководитель отдела „Финансы и банки“ 3R Recruitment Company. — Любая работа с людьми связана с огромными эмоциональными затратами. Если ты профессионал, ты много отдаешь, но далеко не всегда возможно компенсировать то, что отдал. На протяжении трех лет я работала с подростками как психолог: это были и тренинги, и индивидуальные занятия-беседы, и общение с их родителями. Я поняла, что еще несколько лет такого напряжения — и у меня не останется сил, чувств, эмоций для моих близких людей, для моих собственных детей, когда они появятся, — все будет оставлено на работе». Такого рода деятельность подразумевает обязательное периодическое «переключение» работника на принципиально другую загрузку, и ответственность за такое «чередование» лежит как на самом сотруднике, так и на эйчар-службе его компании, полагает Александр Соломатин, ведущий тренер «МЭЙНСТРИМ Консалтинг». Например, для сотрудника call-центра невозможно 8 часов подряд делать «холодные» звонки, для работника службы рекламаций противопоказано 5 дней в неделю непрерывно принимать претензии от клиентов, а бизнес-тренеру — проводить 20 тренинговых дней в месяц.

Причина 6. Компания не уделяет должного внимания мотивации сотрудника — например, успехи работника, ориентированного на достижения, никак не фиксируются его руководством. Чаще всего выходом из этой ситуации становится смена компании.

Причина 7. Особенно подвержены «выгоранию» новички — в компании или вообще в профессии. Вчерашние студенты могут быть не готовы к информационному стрессу, привычному для офисных работников, и внутри них начнет «раскручиваться спираль» сомнений в своих силах и недовольства профессиональным миром. Кризис может поджидать и после первых успехов. «Для движения вперед человеку необходимо активизировать внутренние резервы, развиваться дальше, а на это после стартового рывка зачастую не остается сил», — говорит Юлия Иванова, старший консультант, руководитель московского офиса компании THI Selection. Примите комплексные меры: поставьте перед собой новые задачи, черпайте резерв в досуговой деятельности, поговорите с руководством о своих трудностях.

Причина 8. Проблемы могут возникать из-за несовпадения сложившегося профессионального амплуа и профессионального типа. Например, президент Фонда исследований человека Plenitude Ольга Баранова предложила следующую классификацию. Люди первого типа — «друзья» — на работе ищут общения, для них важен прежде всего хороший коллектив, «чтобы было с кем поговорить». Работа при этом может быть рутинной. Следующая категория — «достиженцы» — ориентирована на результат: любит преодолевать трудности, их движущий фактор — виртуальная медаль на грудь в конце пятилетки. Третий тип — «руководители», обожающие что-либо организовывать. Для них главное — власть и получение материальной выгоды. Полезно сравнить то, кем сотрудник является на самом деле — «другом», «достиженцем» или «руководителем», с той ролью, которую он вынужден исполнять на свом месте. Может, проще не менять профессиональную сферу, а попробовать играть другую роль в рабочем пространстве?

Если вы констатировали у себя наступление первой фазы кризиса — постоянной усталости, то крайне желательна осознанная «остановка» или хотя бы «переключение» на другую деятельность. «Насиловать себя в таком случае вряд ли является хорошей идеей, поскольку это грозит переходом к следующей фазе кризиса — апатии и депрессии», — считает Александр Соломатин. Во время «передышки» было бы неплохо попытаться определить, от чего именно вы устали: от этой деятельности, от этой работы, от этого коллектива, или — в случае обиды — что именно вас эмоционально «зацепило» и что вы можете сделать для изменения ситуации.

Источник — сайт www.planetahr.ru

Фото — www.newsland.ru

Новости
11 Декабря 2024, 19:42

В Татарстане проведут капремонт 719 многоквартирных домов В 2025 году

Общая сумма затрат составит около 8 млрд рублей.

В 2025 году в Татарстане планируется провести капремонт 719 многоквартирных домов. На данный момент у 300 зданий уже провели обследования, в ходе которых определили необходимые работы. Об этом сообщил начальник Госжилинспекции РТ Александр Тыгин на пресс-конференции в «Татар-информ».

Общая сумма затрат на капремонт составит около 8 млрд рублей, точный размер бюджета еще уточняется. Предполагается, что 1,4 млрд рублей выделит республика, 4,9 млрд рублей составят средства собственников, а оставшуюся часть добавит муниципальный бюджет.

Ранее TatCenter писал, что в Татарстане завершили капремонт 734 из 749 многоквартирных жилых домов, запланированных на текущий год.

Тыгин Александр Васильевич

Начальник Государственной жилищной инспекции РТ - главный Государственный жилищный инспектор РТ

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: