Российские «мозги», устав ждать становления отечественной экономики — того ее состояния, когда она вполне состоятельна для регулярных и перспективных вливаний в научные исследования, нашли себе применение за рубежом — там, где их разработки находят конкретные коммерческие приложения и, соответственно, приносят доход и способствуют благосостоянию национальной экономики.
Не секрет, что мы еще в начале этого пути. Тем не менее сарказм американского президента неуместен — в России всё еще осталась Наука с большой буквы, наука реальная, прикладная, и люди, ее двигающие. Это было хорошо заметно на прошедшем в середине февраля в Москве V Международном салоне инноваций и инвестиций, куда со всей страны привезли около двух тысяч разработок и проектов. И там же, на Салоне, в процессе круглых столов и семинаров его участниками, в числе которых была и делегация Республики Татарстан, было отмечено, что сделать нашу науку коммерческой, помогающей развивать национальную экономику, мы пока не умеем. Но, главное, — учимся! Собственно, сам путь инновационного развития страны, поддержанный президентом РФ Владимиром Путиным и закрепленный по инициативе Минтимера Шаймиева на нашем, региональном уровне в виде татарстанской программы инновационного развития республики, и есть дорога в коммерциализацию науки. Вопрос — как нам пройти по ней максимально быстро и продуктивно, как меньше спотыкаться на проблемах.
Образцы инновационного развития экономики мы можем найти по всему миру, и здесь, на первый взгляд, нам не надо изобретать велосипед. Но при реальном воплощении чужих моделей выясняется, что в российской действительности, при российском законодательстве и вообще в той экономической среде, что мы сейчас имеем, слепое копирование не приносит результата. Так, специалисты отмечали на Салоне, что технопарки, в огромном количестве возникшие по всей стране, лишь заимствованная часть зарубежного опыта, но не целостная система. Технопарки, призванные выполнять функции инкубаторов для инновационных предприятий малых и средних форм, забуксовали на процессе вывода высотехнологичных разработок на рынок. В результате, идеальное инновационное поле — технопарки, будучи не подкрепленным адекватной правовой и налоговой средой, стали не уникальной инфраструктурой для взращивания инноваций, а лишь ее частью. И очевидно, что проблема технопарков — далеко не в нехватке финансирования, главная проблема — отсутствие грамотного, специализированного менеджмента. Процесс вывода научных разработок на рынок весьма специфичен. И об этом тоже настойчиво твердили специалисты на круглых столах Салона. Менеджмент для коммерциализации науки должен быть иным, в нем должна наличествовать совокупность воплощения экономических, технологических и юридических знаний. Специалистов такого уровня нашей стране еще предстоит обучить.
Если вернуться опять к вопросу заимствования образцов ведения инновационной политики, то стоит непременно посмотреть в сторону Японии. Эта страна многие десятилетия не делала упор на стимулирование развития науки, она закупала по всему миру лучшие, самые экономически потенциальные научные разработки с тем, чтобы в дальнейшем развивать их на своей территории. Это и есть пример грамотного менеджмента в области инноваций.
Ответ на вопрос, каким путем идти нам — вкладывать средства в развитие собственной науки или покупать готовые разработки и учиться применять в своем производстве — вовсе не лежит на поверхности. Думается, оба пути затратные и в процессе внедрения каждого есть свои нюансы.
Так, специалисты инновационного рынка отмечают, что по существу рынка инноваций в России как раз и нет: ученые не знают, кому продать свои разработки — нет рынка сбыта; бизнес, имеющий средства, не хочет, да порой и не знает, в какую область науки их вложить (отсутствие конкретных коммерческих задач для науки). Это и есть самая главная проблема инновационной системы в стране — отсутствие связки между покупателем (бизнесом) и производителем (наукой). Разумеется, роль этой связки принадлежит инновационной инфраструктуре, но сегодня у нас она находится в зародыше, а стратегия ее развития видна лишь немногим. Главная задача, стоящая перед ней, — научиться быстро и эффективно доносить научные разработки, обладающие коммерческим потенциалом, до производства и в дальнейшем — на широкий рынок. Задача сложная, многогранная, требующая совместных усилий и от научного сектора, и от бизнеса, и от государства в первую очередь. К слову сказать, там, где власти это осознают, инновационные процессы получают максимальную поддержку. Такую, например, как в Китае, где, условно говоря, на каждые 100 рублей, вложенные в инновации, предприятие получает 300 рублей налоговых льгот.
Власти Татарстана, региона, где инновационной направленности инвестиций придается приоритетное значение, ищут свой путь к экономическому функционированию науки. И, можно сказать, небезуспешно. С Московского Международного салона инноваций и инвестиций делегация республики привезла 13 золотых, 11 серебряных, 9 бронзовых медалей (см. приложение). Но награды, как известно, денег не приносят, теперь — самая важная и трудоемкая работа: внедрение лучших разработок татарстанских ученых в реальный сектор экономики.
И здесь уместно сказать о существенном и значимом элементе инновационной инфраструктуры, без которого этот процесс попросту невозможен, — едином общем информационном ресурсе, где соединяются интересы всех участников инновационного процесса. О необходимости создании такого ресурса говорили все без исключения участники московского Салона. «Покажите нам такое место, где, как на ярмарке, мы сможем увидеть все существующие на сегодняшний день высокотехнологичные разработки, где будет указан не только сфера их применения, но и стоимость внедрения и окупаемость», — говорили промышленники. «Скажите нам, в каком направлении нам работать, какая область экономики нуждается во вливании свежих научных идей, где найти прикладное значение разработкам», — вопрошали новаторы. «Скажите нам, что вы умеете, и мы сумеем найти этому рынок сбыта и заработать немалые деньги!» — раздавались голоса бизнесменов.
На Салоне стало совершено очевидно, что создание такого ресурса в масштабах всей страны просто мало реально (по крайней мере — сейчас). А вот существование локальных, информативных региональных инновационных центров, где будут интегрированы задачи и их решения, — просто обязательно. Опять-таки, специалисты не раз отмечали, что именно «регионы являются стартовой точкой для формирования национальной инновационной системы». Эффективное взаимодействие всех ее элементов возможно именно на местах, где экономические задачи легко идентифицируются и могут быстро превращаться в реальный бизнес-заказ для науки.
Прямо скажем, в Татарстане уже есть готовое решение этой задачки. Так, Деловой центр РТ — интернет-портал TatCenter.ru совместно с Министерством экономики и промышленности РТ готовит новый проект — Инновационный портал, призванный оказывать информационную поддержку участникам инновационных процессов. Первая пробная презентация проекта состоялась на V Московском Международном Салоне инноваций и инвестиций, где аналитики TatCenter.ru обменялись опытом создания аналогичных информативных ресурсов со специалистами и экспертами России и зарубежья. Новый инновационный портал Татарстана был оценен по достоинству представителями научных кругов, бизнесменами, представителями крупного промышленного производства, приехавших из различных уголков Российской Федерации. Проект, запуск которого запланирован в этом году, вполне способен стать отправной точкой для качественного нового развития инновационной инфраструктуры в республике.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: