Для начала хотелось бы познакомить наших читателей с основными направлениями деятельности Вашей инспекции.
Раис Мубаракшин:
— Задачами органа Государственного строительного надзора являются предупреждение, а также выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство, нарушений соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Деятельность Инспекции государственного строительного надзора РТ направлена на осуществление контроля за качеством строительства с его неотъемлемой составляющей — конструктивной безопасностью и эксплуатационной надежностью объектов жилищного строительства, социально-культурной сферы, объектов образования, здравоохранения, спорта, инженерных коммуникаций и оборудования
В соответствии с Федеральным Законом № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Инспекции переданы дополнительные полномочия и надзорные функции за строящимися объектами в части: надзора за пожарной безопасностью; государственного санитарно-эпидемиологического надзора; экологического контроля; надзора за охраной труда в строительстве. Изменениями в Градостроительном кодексе Российской Федерации существенно расширены надзорные полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации — Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан и увеличен перечень объектов, подлежащих государственному строительному надзору. К поднадзорным Инспекции объектам отнесены: гидротехнические сооружения III-IV классов; линии электропередач и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением до 330 киловольт; автомобильные дороги общего пользования регионального значения и относящиеся к ним транспортные инженерные сооружения.
Градостроительным кодексом Российской Федерации определены критерии отнесения объектов капитального строительства к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам.
С июля 2008 года Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан переданы надзорные функции за строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом: тепловых электростанций мощностью до 150 мегаватт; газораспределительных систем, на которых используется, хранится, транспортируется природный газ под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженный углеводородный природный газ под давлением 1,6 мегапаскаля включительно (газоиспользующих установок, газопроводов, АГЗС, газораспределительных пунктов, установок электрохимической защиты, а также объектов, на которых используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 (семи сотых) мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия (котельных, тепловых сетей, тепловых пунктов, теплопотребляющих установок
В чем заключается надзирательная функция Инспекции. Ее полномочия. Каким образом достигается безопасность строящихся и ремонтируемых объектов.
— Основная форма деятельности государственного строительного надзора — это проверки соответствия выполняемых работ:
требованиям норм и правил,
иных нормативно правовых актов и
проектной документации.
Какие же работы подлежат проверке?
Например, при строительстве проверке подлежат: подготовка земельного участка, выполнение земляных работ, работы по монтажу фундаментов, конструкций подземной части, сетей инженерно-технического обеспечения, инженерных систем и оборудования, качество применяемых строительных материалов. Так же проверки объекта могут осуществляться внепланово и могут быть инициированы обращением юридических и физических лиц органов государственной власти, местного самоуправления, правоохранительными органами. Во время проведения проверки инспектор рассматривает представляемую застройщиком исполнительную документацию, которая является одним из элементов гарантий безопасности и долговечности возводимого здания, а так же в случаях каких-либо внештатных происшествий (обрушений
В случае выявления нарушений влияющих на безопасность возводимых конструкций должностное лицо Инспекции вправе запретить выполнение работ до устранения нарушений и составления актов об устранении таких нарушений.
Так же инспектор вправе потребовать проведение экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов в случае, если имеются достаточные основания для сомнения в качестве и соответствии нормативной и проектной документации выполненных работ и применяемых строительных материалов.
В случаях грубых неоднократных нарушений Заказчиком/Застройщиком обязательных требований в строительстве наша Инспекция вправе в качестве административной меры наказания приостановить деятельности Заказчика/Застройщика сроком на 90 суток. Вероятно, что в таких случаях организациям-нарушителям строительной дисциплины не избежать арбитражных исков по срывам сроков сдачи объектов капитального строительства.
Любой объект капитального строительства и ремонта, при соблюдении требований всех нормативно-технических документов, является безопасным. Следовательно, необходимо лишь четко следить за выполнением требований данных документов, чем на строительной площадке и занимаются:
— со стороны проектной организации — авторский надзор,
— со стороны Заказчика — технический надзор,
— со стороны лаборатории — лабораторный контроль строительных материалов и строительно-монтажных работ.
— со стороны подрядных организаций — практически весь инженерно-технический персонал (в их числе, инженер по охране труда и технике безопасности)
— со стороны органов государственной власти — инспектор государственного строительного надзора (который, в отличие от вышеперечисленных специалистов, должен владеть знаниями каждого из них, чтобы должным образом вести государственный строительный надзор).
В каких случаях проводятся проверки? Как часто выявляются нарушения?
— Произошедшие изменения в градостроительном законодательстве предусматривают осуществление надзорных функций на каждом строящемся, реконструируемом, капитально ремонтируемом объекте капитального строительства, сопровождение поднадзорных объектов здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иными объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектов транспортной инфраструктуры, торговли, общественного питания, объектов делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектов жилищного фонда (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства) не являющимися особо опасными, технически сложными и уникальными объектами, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации с начала строительства до ввода в эксплуатацию путем регулярных, многократных проверок.
Для определения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов или проектной документации Инспектором проверяются, помимо тех требований, которые были указаны выше, при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте, также проверяются факты устранения нарушений, выявленных при осуществлении государственного строительного надзора и проведении строительного контроля, соблюдение запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений.
Осуществление проверки может быть сопряжено с проведением органом государственного строительного надзора экспертизы, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов в случае, если качество выполненных работ, примененных строительных материалов, возведение ответственных конструкций, отвечающих за надежность, эксплуатационную безопасность здания подвергается сомнению и одним визуальным осмотром не возможно произвести оценку качества. Согласно РД
А можно ли какие-то нарушения в строительстве отнести к категории «опасные для жизни» граждан?
— Любое, даже незначительное нарушение, касающееся конструктивных характеристик строящегося объекта, может в конечном итоге привести к печальным последствиям. К наиболее недопустимым можно отнести следующие нарушения:
нарушения технологии бетонирования монолитных конструкций (особенно в зимний период);
нарушения технологии сварки металлоконструкций;
нарушение технологии лабораторного контроля или отсутствие такового;
нарушение ведения строительного контроля;
нарушения требований проектной документации и технологических регламентов при производстве СМР (использование некачественных строительных материалов);
нарушения охраны труда и техники безопасности (опасны для строителей).
Какие тенденции наметились за последние годы? Происходит ли снижение кол-ва нарушений? Если да, то чья в этом заслуга?
— В данном случае нельзя говорить ни о снижении количества административных правонарушений, ни об их увеличении, поскольку этот показатель зависит и от количества строящихся объектов, и от сроков осуществления строительства (реконструкции) на отдельно взятом объекте капитального строительства. Так, в 2007 году Инспекцией вынесено 380 постановлений об административных правонарушениях, а в 2008 году — 1163 постановления. Необходимо отметить, что в настоящее время законодательство учитывает серьезность последствий, которые влекут правонарушения в области строительства. Федеральным законом
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: