Законодательство стремится полностью исключить наличный расчет между организациями. Но практика показала, что это возможно далеко не во всех сферах. Наиболее проблемными в этом отношении стали продажа ГСМ (горюче-смазочных материалов) и услуги гостиничного и транспортного комплекса — тех структур, которые задействованы в расходных статьях на командировки и ГСМ для личного автотранспорта. Ранее у предприятий не возникало проблем с компенсационными выплатами по этим статьям бюджета. Бухгалтер по расчетной ставке 16,67% определял размер НДС, заложенный в стоимости билетов, проживания в гостинице, горючего и других расходов и относил его к сумме возмещения из бюджета.
В середине 2002 года ситуация поменялась. Федеральный закон от 29 июля № 57-ФЗ изменил редакцию пункта 7 статьи 171 Налогового кодекса, дающую возможность исчисления сумм вычета по налогу по расчетной ставке. С этого момента обострилась проблема видов документации, по которым это право можно подтвердить. В налоговом кодексе они определяются главным признаком — подтверждением уплаты по услугам предприятиям, которые включают в их стоимость НДС. Как пример даны счета-фактуры.
Налоговые органы успели использовать двоякость прочтения закона в свою пользу. Они стали требовать документы, в которых прописан размер НДС, а главное — счет-фактуру. Но трудности с выдачей этого документа командированному сотруднику и при покупке ГСМ возникают неизменно.
Счет-фактуру не выписывают транспортники (она не прилагается к билетам) и гостиницы.
Виктор Тимохин, заместитель генерального директора «Аудэкс», руководитель департамента аудита:
— Кассовый чек на основании Налогового кодекса по закону является документом, который заменяет счет-фактуру. Налоговые органы стали требовать счет-фактуру в любом случае, при этом зная о том, что ни гостиницы, ни транспортные предприятия не могут перейти к упрощенным схемам — то есть стоимость их услуг в любом случае включает в себя НДС. А предприятия не могут возмещать этот налог. В результате бюджет остается в выигрыше, а предприятия несут убытки. Им просто не предоставляют счета-фактуры, особенно в случае с ГСМ, то есть возместить убытки практически получается невозможно.
В результате, организация платит налог дважды: один раз возмещая его поставщику услуг, второй — напрямую государству (в составе облагаемой НДС выручки от реализации товаров, работ, услуг).
Ряд судебных прецедентов, решившихся в пользу предприятий, подтвердил позиции здравого смысла. Суд встал на сторону налогоплательщиков трижды. Один раз по командировочным, когда в качестве компенсационных документов были признаны кассовый чек, билет и квитанция (такое постановление вынес Федеральный арбитражный суд Центрального округа). Два других постановления были в практике Федерального арбитражного суда Уральского округа, который отклонил довод налогового органа о том, что кассовые чеки АЗС не могут служить средством уплаты НДС своему контрагенту, если в них не указан НДС.





Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: