За помощью и советом корреспондент TatCenter.ru отправился в Набережные Челны. Именно здесь, в городе с сильнейшей в Татарстане школой велосипедного спорта, знают все достоинства и недостатки «двухколесных друзей».
Кросс-кантри или сити-байк
Неоднократный победитель и призер городских и республиканских соревнований по кросс-кантри Виктор Власов перед тем, как пойти в магазин, настоятельно рекомендует задать себе два вопроса: сколько денег вы готовы потратить на покупку и на сколько вам все это надо? И только убедившись, что велосипед — вещь необходимая, отправляться выбирать модель.
Различают дорожные, шоссейные и горные велосипеды. Дорожный — нечто среднее между шоссейным и горным. У него есть в наличии амортизационная вилка и резина с небольшим протектором. Если на таком велосипеде съехать с шоссе, особого дискомфорта вы не испытаете, но если нужно преодолеть грязные дороги или гору, то лучше вобще пройтись пешком.
Шоссейные или сити-байки. У них узкая резина, как правило — трубки. Очень легкие и очень быстрые. Чаще используются для велоспорта, а также для тех, кто любит быстро ездить. Но это самый небезопасный велосипед, так как передвигается по дорогам общего пользования на хорошей скорости. Но учитывая то, как ездят некоторые автомобилисты, — это становится опасно.
Горный велосипед, самый большой по видам и по популярности сегмент. Делится на кросс-кантри, стрит и фри-райт. Кросс-кантри предназначен для гонок по лесу и бездорожью, без особых прыжков, есть амортизаторы впереди и иногда сзади. Это своеобразный внедорожник. Здесь большое значение имеет комплектация — чем дороже, тем лучше.
Стрит. Велосипеды с очень низкой рамой, как правило, седла на них не поднимают. Предназначены они для того, чтобы выполнять определенные трюки, запрыгивания
Особняком стоит такой вид как ВМХ. Это маленькие экстремальные велосипеды, похожие на детские. На них прыгают и в рампе, и по горкам.
Дисковые или ободные?
После того, как определен тип велосипеда, следующее, на что нужно обратить внимание, габариты. В первую очередь велосипед выбирается по росту — когда вы встаете над рамой, между ее верхней перекладиной и промежностью должно оставаться расстояние в ширину ладошки. Это надо для того, чтобы при экстренном спрыгивании на ноги не удариться о раму. Для гонок используют еще более низкую раму. Это дает ей дополнительную жесткость. На таком велосипеде удобнее кататься по горам.
Также большое значение имеет передняя вилка. У дорогих экземпляров существует масса настроек для нее, вплоть до подкачки воздуха в амортизатор, чтобы увеличить жесткость, но это необходимо только профессионалам.
Далее тормоза. Бывают дисковые и ободные. Дисковые хороши в любую погоду, их свойства от нее не меняются. Колодки у них с антифрикционным покрытием, как у автомобилей. Но они более тяжелые и добавляют вес велосипеду. Также у них много различных настроек, которые для более эффективного торможения надо уметь применять. Ободные более привычные для простого обывателя, этот тормоз цепляется на обод колеса и имеет резиновые колодки. Недостаток его в том, что зимой и в мокрую погоду торможение затрудняется. Зато они проще в пользовании и уходе.
Переключатели скоростей. Бывают «грип шифты», которые переключаются на рукоятках, и «тригерные монетки» — курки. Здесь на любителя, но переключение курками считается удобнее. В производстве задних переключателей лидерами являются фирмы Sram и Shimano.
И последнее — руль. «Кантрийные» рули идут без изгиба, но это не имеет большого значения. Здесь опять выбор за спортсменом.
При покупке обратите внимание на гарантийные обязательства, так как сегодня многие магазины производят гарантийные ремонты. Кроме того, многое зависит от производителя. Например, у китайских дешевых велосипедов очень часто выходят из строя приводы, так как для удешевления используется мягкий металл.
Настройка и уход
Когда покупка совершилась, появляется следующий насущный вопрос — как настроить велосипед и как за ним ухаживать? Рассказать об этих немаловажных процедурах мы попросили менеджера спортивного магазина «Капитан» (г. Набережные Челны), бывалого «кросс-кантрийщика» Алексея Зонова:
— Сразу хочется отметить, что разные модели велосипедов оснащены различным оборудованием, поэтому данные советы носят общий характер. Если вы не знакомы со всеми премудростями правильной настройки, рекомендуется покупать велосипеды в тех магазинах, где проводится полная подготовка и настройка велосипеда к выезду.
Однако не стоит надеяться только на продавцов. По словам Алексея Зонова, некоторые из настроек легко можно выполнить самостоятельно.
Начнем с регулировки седла. Во-первых, необходимо отрегулировать его высоту таким образом, чтобы выпрямленная нога без обуви касалась пяткой педали в нижнем положении. В этом случае, когда вы наденете обувь, нога в коленном суставе будет слегка согнута, что обеспечит максимальную эффективность во время педалирования. Положение седла должно быть параллельно земле. У велосипедов с задним амортизатором седло необходимо наклонить немного вперед так, чтобы в нагруженном состоянии оно приняло горизонтальное положение.
Следующий шаг — установки руля. Руки должны удобно располагаться на руле и обеспечивать необходимый контроль над велосипедом. Его высота зависит от положения уже установленного седла, от типа руля, длины верхней трубы рамы, длины рук и корпуса велосипедиста. Обычно руль для велопрогулок устанавливают таким образом, чтобы средняя часть трубы руля была на одном уровне с поверхностью седла. В правильном положении масса тела должна распределяться одинаково на руль и сиденье.
Чтобы велосипед служил вам долгие годы полезно периодически проводить осмотр велосипеда. Есть несколько вещей, которые необходимо проверять перед каждым выездом. Например, контролировать накачку велосипедных шин перед тем, как ехать кататься, в зависимости от условий дороги: 4 атмосферы для ровной дороги с твердым покрытием, 3 атмосферы для умеренно ухабистой дороги, опять же с твердым покрытием, 2 атмосферы для маршрута, где встречается мягкий грунт.
Помимо постоянного контроля за техническим состоянием велосипеда, его также необходимо мыть по мере загрязнения — как минимум раз в месяц в сухую погоду и намного чаще в сырую. Чаще всего во время мойки используют воду и обычное моющее средство.
Для проведения всех остальных настроек необходимы специальные знания и инструменты, и поэтому самостоятельно проводить их не рекомендуется. Лучше всего обратиться в сервисные центры, которые существуют в большинстве городов Татарстана.
Где и почем?
В завершение статьи приведем приблизительные цены на отдельные марки велосипедов в разных магазинах Казани и Набережных Челнах.
В магазине «Капитан» в Набережных Челнах дорожный велосипед можно приобрести по цене от 3 000 рублей и выше, самый дешевый горный велосипед китайского производства обойдется в 5 600 рублей. Для сравнения, самый дорогой экземпляр — марки «Фокус» немецкого производства — на днях был продан здесь за 279 000 рублей.
В другом специализированном челнинском магазине «Олимпия» нижний ценовой предел находится в районе 2 000 рублей за детский велосипед и 4 000 рублей за взрослый вариант отечественного производства. Самая дорогая модель в «Олимпии» — велосипед марки Scott швейцарского производства — обойдется в 68 200 рублей.
Один из крупнейших магазинов Казани по реализации велосипедов и велозапчастей «Велоцентр» также предлагает довольно широкий ассортимент. Ценовой разброс здесь колеблется от 2 900 рублей за детский велосипед Atom Puma до 40 000 рублей за «навороченный» взрослый вариант Merida Trans Mission. В среднем в «Велоцентре» за велосипед неплохого качества велолюбителю придется выложить 11−15 тысяч рублей.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: