Новости
18 Октября 2013, 12:53

Как госуслуги казанские пробки побороли

Ежесекундно в Татарстане используют две госуслуги, а благодаря порталу госуслуг казанские пробки стали меньше на 5%. Почему при этом Николай Никифоров не справляется с электронным правительством и почему не надо спешить с информатизацией на государственном уровне, обсудили в пятницу на конференции в казанском ИТ-парке

В казанском ИТ-парке в пятницу стартовал федеральный ИТ-форум газеты «Ведомости» — «Информатизация как стимул развития регионов России».

Министр информатизации и связи Татарстана Роман Шайхутдинов «похвастался» статистикой внедрения ИТ-технологий в жизнь татарстанцев. По его словам, жители республики получают более 155 видов электронных услуг, причем ежесекундно востребованы оказываются две услуги, в месяц проводится более 200 тыс. транзакций, а на республиканском портале госуслуг зарегистрировано 750 тыс. личных кабинетов. Благодаря порталу было сэкономлено 15 тыс. часов или 2 млрд. рублей за 2012 год с ростом до 2,5 млрд. в текущем году.

Шайхутдинов также привел отдельные показатели в таких сферах, как здравоохранение, «Народный контроль» и образование. Например, благодаря внедрению единого экстренного номера 112 и его сопряжению с с системой ГЛОНАСС время доезда экстренных служб сократилось на 15\%, а казанцы стали меньше стоять в пробках благодаря порталу госуслуг на 5\%. Если в Татарстане все хорошо, то на федеральном уровне дела с информатизацией обстоят хуже.

Член Совета Федерации России Руслан Гаттаров, прибывший в Казань на конференцию, озвучил планы по информатизации страны до 2023 года. По его словам, наиболее приоритетными направлениями станут:

  • развитие портала госуслуг — в планах Гаттарова сделать возможным онлайн-регистрацию автомобиля в ГИБДД;
  • развитие здравоохранения — электронный документооборот, дистанционные консультации, искоренение очередей;
  • образование — мониторинг оценок, использование документов в электронном виде и дистанционное обучение;
  • ЖКХ — доступ к политике тарифообразования, возможность оплаты счетов, контроль и мониторинг;
  • сельское хозяйство — фермерские соцсети, ГИС «Сельское хозяйство» с подсистемой электронной коммерции; трудоустройство — создание ГИС, агрегация всех вакансий, онлайн-собеседования;
  • почта — мониторинг, оплата почтовых услуг, отображение маршрута посылки в реальном времени.

Представитель федерального центра добавил, что тяжелее всего будет реализовывать программы информатизации в сфере ЖКХ, сельского хозяйства и социальной защиты.

«Я буду настаивать на том, чтобы деньги на информатизацию были, но при этом эти деньги должны расходоваться прозрачно и понятно. Я не думаю, что будет звездопад денег, как было раньше. Я считаю, что мы должны создавать электронное правительство не для себя, а для государства. Все-таки в центр надо поставить гражданина, создавать все сервисы изначально под него», — отметил Гаттаров

Кроме того, Гаттаров, отвечая на вопрос из зала о том, не стоит ли центру усилить мониторинг за развитием регионов, заявил, что топ-менеджеры, отвечающие за информатизацию страны, по сути, не хотели этим заниматься, а пришедший на пост министр связи и массовых коммуникация РФ Николай Никифоров «изначально не мог вытянуть такой проект, как «Электронное правительство». «В любой стране мира электронное правительство может подниматься только благодаря очень сильным менеджерам с колоссальными полномочиями, потому что все это межведомственное, то есть губернаторы должны бояться», — добавил Гаттаров. Позже в разговоре с корреспондентом портала TatCenter.ru генеральный директор Fujitsu в России и СНГ Виталий Фридлянд отметил, что «именно так и надо»:

«Я давно знаю Николая Анатольевича (Никифорова — ред.), я отношусь к нему с огромным уважением, и считаю, что надо молодых, амбициозных, успешных ребят, которые показывали на реальных делах то, что нужно, продвигать. Чем больше будет молодежи, а не таких замшелых дедков, как я, будет лучше»

В своем докладе Фридлянд выделил несколько трендов и общих проблем ИТ-индустрии. Так, среди приоритетных направлений Фридлянд отметил мобильность, Big Data — большие данные, развитие соцсетей, Интернет «вещей», ориентацию на конечного потребителя и ИТ-ресурсы по запросу.

Основными проблемами сферы высоких технологий являются «зоопарк» операционных систем и инфраструктур, недоверие к безопасности, недружелюбность интерфейсов, неструктурность контента и превалирование оптимизации над простотой. Приводя мировой опыт в реализации госпрограмм в ИТ-индустрии, Фридлянд заявил, что «у нас не хуже», но в то же время попросил не торопиться с планами: «без государственного ИТ-стратегического подхода ничего не будет сделано».

«У меня было желание донести, что очень много вещей делается снизу вверх, малыми шагами, малыми формами, пытаясь добиваться правильных результатов. Меня всегда пугает гигантомания — когда сверху вниз все спускается, а это совершенно не соответствует потребностям людей. Для маленькой ИТ-компании важнее показать, что её кирпичик может решить проблему условной воспитательницы младшей группы детского сада — это гораздо важнее, чем построить АБВГДшную систему, которая интересна больше её создателям и получателям прибыли. Я, может быть, цинично говорю, но это так, как есть. Но в то же время без мониторинга сверху, без декомпозиции целей — это встречное движение. И тот, и другой путь тупиковый», — поделился своими мыслями Фридлянд в кулуарах конференции.

Также на пленарном заседании гости обсудили как более конкретные вопросы — модели печатания, формат электронных карт, так и глобальные проблемы — рынок труда ИТ-индустрии, и проблему «айтишникам нужно научиться разговаривать на языке пользователей», взаимодействие ИТ-парков и их влияние на информатизацию регионов.

В ходе конференции также пройдут стратегическая сессия «ИТ-проекты федерального значения и необходимые условия информатизации регионов России» и обсуждение лучших региональных решений.

Илья Иванов

фото: @Gattarov, @itpark_kazan

Новости
30 Сентября 2020, 21:00

Новости, дни рождения и назначения в Татарстане — на email и в Телеграм 18+

Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе важных новостей в республике, России и мире.

Несколько раз в неделю TatCenter выпускает отдельный короткий дайджест значимых новостей — мы рассказываем, что произошло в Татарстане, России и мире и просим экспертов прокомментировать актуальные новости. Это уникальный обзор, который мы не публикуем на сайте. Его получают только подписчики email-рассылки. В рассылку мы добавляем полезную информацию об именинниках и кадровых перестановках в республике.

Рассылки TatCenter — для очень разных людей. Нас читают руководители, PR-специалисты, маркетологи, чиновники и предприниматели. Рассылка оптимизирована для планшетов и смартфонов. Мы не отправляем письма, если нет действительно важных и значимых новостей.

Подписаться на рассылку TatCenter.

Подписка двухуровневая - проверьте, чтобы письмо-подтверждение не попало в SPAM

Информацию об именинниках и кадровых перестановках, а также дайджест важных новостей за сутки получают подписчики TatCenter в Телеграм. Наш канал.

Канал TatCenter в Телеграм: tlgg.ru/tatcenterru
Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: