Новости
20 Марта 2015, 16:00

Как дела: два месяца наблюдений за бизнесом Татарстана

Кризис — это время возможностей, доказывают татарстанские предприниматели. Два месяца наблюдений за бизнесом показали, что в республике на фоне ухудшения экономической ситуации и замедлении реального сектора «выиграли» консалтеры, бизнес-тренеры и ИТ-технологии, позволяющие бизнесу экономить. Портал TatCenter.ru подводит предварительные итоги первых двух месяцев года для предпринимателей.

Кризис на бизнесе Татарстана отразился неоднозначно — кому-то приходится сворачивать деятельность, кому-то — расширяться и набирать новых сотрудников. Пока с уверенностью можно говорить, что в новых условиях в выигрыше оказался консалтинг — от ИТ-обслуживания до ведения бухгалтерской отчетности. Предприниматели стараются экономить, поэтому ищут различные пути для повышения эффективности сотрудников и уменьшения затрат.

«С одной стороны, по ряду контрактов замедлились взаимоотношения, потому что люди стали больше считать деньги. С другой — мы занимаемся разработкой программного обеспечения, направленного на повышение эффективности работников, и у нас есть и положительные моменты.

Ряд компаний задумался об экономии затрат, в том числе, и через повышение эффективности сотрудников. Мы некоторую оптимизацию провели до кризиса, поэтому, в каком-то плане, были к нему готовы", — рассказывает управляющий партнер компании Techcrowd Руслан Бурнашев.


Его слова подтверждает и исполнительный директор компании «8 Бит» Марсель Ахметьянов.

«В кризис дела у нашей компании только улучшились, наблюдается заметное увеличение клиентов, появилась необходимость расширения штата специалистов компании.

В принципе, мы так и прогнозировали, поскольку услуги ИT-аутсорсинга позволяют сократить издержки на содержание штатных специалистов, а это налоги, соцвыплаты", — говорит он.

ИТ-разработчики, менее других подверженные влиянию роста цен на комплектующие зарубежного производства, отмечают рост интереса со стороны крупного бизнеса — предприниматели ищут технологии, способные помочь с урезанием расходов.

«Мы наблюдаем интересную тенденцию. В бизнес-инкубатор стали гораздо чаще обращаться представители бизнеса нашей республики. Интересуются, в основном, ИТ-разработками, способными снизить издержки и увеличить прибыль, а также слаженными командами, способными решить конкретные ИТ-задачи бизнеса.

Кроме этого, большой интерес вызывают наши резиденты, разрабатывающие импортозамещающее ПО", — говорит руководитель бизнес-инкубатора казанского ИТ-парка Ленар Халиков.

Заметно вырос спрос и на различные образовательные программы для эффективности бизнеса. Как отмечают сами предприниматели, наметилась тенденция, когда различными образовательными мастер-классами для коллективов интересуются руководители компаний. Если раньше на тренинги приходили рядовые сотрудники, то в новых условиях это директора, признаются коучи.

«Запросов стало больше. Особенно на наших открытых мероприятиях мы ощутили поток руководителей, которые что-то сейчас пытаются предпринять, хотят укрепиться, усилиться, может быть, выбрать новые направления.

С другой стороны, какие-то образовательные программы, которые раньше были популярны, например, корпоративные мероприятия на всю компанию, сейчас их нет — это заметно.

Мы заметили, что структура услуг у нас поменялась. Больше стало стратегических сессий, коучинга, когда руководителю нужно прояснить для себя ситуацию.

У нас увеличился штат: количество штатных тренеров, усилился отдел по сопровождению клиентов", — поделилась директор по развитию консалтинговой компании «Человеческий капитал» Марина Несмелова.

В двойственной ситуации оказались сотрудники отделов продаж: в кризис нужны хорошие специалисты, однако из-за низкой квалификации тех, кто есть, их массово сокращают.

«Клиенты подходят на мероприятии и признаются в одном: сегодня что-то закупить, произвести — проблемы нет. Есть большая проблема это сбыть. Но нужно кризис использовать — не реветь и опускать руки, а использовать его как возможность…

Предприниматели, несмотря на кризис, освобождаются от «балласта» — проводят сокращения до 20\%-30\%. Но, с другой стороны, нескончаемый поток звонков — дайте хорошего менеджера по продажам. Это профессия, которой сегодня нигде не обучают", — рассказывает бизнес-тренер Елена Зубарева.

Неоднозначная ситуация у фермеров. Многие радуются тому, что выросли закупочные цены и спрос на продукцию местного производителя, но большинство сетует на повышение цен на удобрения и топливо.

«Как не было денег, так их и нет. Обещали помочь с удобрением, соляркой, но это все осталось только на словах. Подорожало всё. Потому что, в основном, и особенно по овощам, мы пользуемся зарубежными продуктами. Российского же ничего нет.

По ГСМ вообще удивительно — цена на нефть в два раза дешевле, на топливо — нет. Подорожали и удобрения, но мы не ходим и не плачем, потому что всегда так было. Мы одно знаем — нужно рассчитывать на себя. Для фермеров нет разницы между этим и другими годами", — заверяет глава крестьянского хозяйства «Земляки» Владимир Аппаков.

О том, насколько люди стали экономить, сигнализируют представители общепита. По их оценкам, падение выручки по отрасли составило уже 30\%-40\%. По данным государственной статистики, падение отрасли по сравнению с декабрем 2014 года составило 25\%.

«Общепит — это сфера услуг. Кризис в первую очередь бьет именно по ней, а, в частности, по среднему и премиальному сегменту — тому, от чего можно отказаться. Человек всегда будет кушать. А от чашки кофе он может отказаться — он лучше выпьет стакан воды. Естественно, сейчас 30−40\% падение выручки — это стандартная тенденция», — рассказал в интервью порталу TatCenter.ru владелец сети кофеен Cava Адель Ягудин.

Производственные компании также отмечают снижение темпов роста, но продолжают искать новые пути решения проблем с ростом закупочных цен на импортные материалы. Компании отказываются от расширения в пользу поддержки бизнеса «на плаву».

«Мы используем очень много импортных деталей, поэтому максимально быстро нужно локализовать зарубежных поставщиков. Но есть некоторые детали, которые в России просто нереально купить, это, в том числе, диоды, их нужно покупать только за валюту.

Мы чувствуем себя хорошо, потому что мы начали продавать за границу, а валютная выручка у нас как раз идет на оплату комплектующих, которые привозят из-за границы. Это повышение покрывается деньгами, полученными от продажи деталей", — заявил руководитель компании «Ферекс» Ильнур Нуриев.

Строители говорят о замедлении отрасли, что сказалось как на самих производителях, так и на застройщиках. По данным, опубликованным Татарстанстатом 20 марта, строительство в феврале уже упало к аналогичному периоду 2014 году на 21\%.

По словам руководителя компании «Технопласт» Михаила Попова, значительно снизилась активность покупателей на рынке стройматериалов, что ведет к ухудшению состояния компаний-производителей, несмотря на то, что в стране объявлен курс на импортозамещение. Известно, что многие материалы для строительства закупаются за рубежом.

«Мы наблюдаем снижение деловой активности наших клиентов, которое проявляется в снижении объемов продаж. Это очень серьезно сказывается на бизнесе, несмотря на то, что мы производим строительные материалы на территории России, а это очень важно для реализации программы импортозамещения.

Весь объем строительных работ в России уменьшился в разы. Но мы заранее подготовились к кризису, и часть из этих мер мы держим в секрете. Мы оптимизировали структуру своих расходов", — поясняет он.

Население начало активно экономить, и это подтверждают не только розничные торговцы, но и индустрия развлечений. По данным официальной статистики, оборот розничной торговли, по сравнению с декабрем 2014 года, снизился на 38\%. Растет только потребление продуктов питания.

По информации, полученной от предпринимателей Татарстана, население сократило расходы на собственное образование, не связанное с работой или поиском возможностей заработка. Но такие же опмитимизационные меры они пока не готовы предпринимать в отношении своих детей — несмотря на кризис, на развлечениях, одежде и обучении своих чад татарстанцы экономить не собираются, подтверждает один из руководителей «Мастерской братьев Васильевых».

«Если говорить в целом, то наша мастерская не так сильно почувствовала кризис потому, что мы проводим много мероприятий для детей. А экономить на детях люди начинают в последнюю очередь. В первую очередь, они сокращают расходы на себя, а потом уже на мероприятия для детей.

Очень сильно кризис сказался на наборе на курсы. Фотография, курсы по фотошопу — только для взрослых — и заметно, что на себя они не хотят тратить деньги. В какой-то момент стало заметно, что на все мастер-классы, в основном, приходят дети. Возраст детей, которые могут посещать мастер-классы, тоже снизился — если самому маленькому нашему гостю было восемь лет, то теперь мы работаем с детьми от четырех лет", — подтверждает тенденцию Роман Васильев.

На экономии татарстанцев пытаются заработать креативные предприниматели. Заработавший в прошлом году сайт Product-test.ru, где выкладываются исследования по потребительским свойствам того или иного продукта, с наступлением кризиса набирает обороты — люди хотят покупать наиболее оптимальные по цене и качеству продукты, говорит CEO проекта Алмаз Аюпов.

«На Product-test.ru публикуются результаты лабораторных тестов потребительских товаров: гелей для душа, мыла, детского питания, фильтров для воды и других товаров. Мы зарабатываем на том, что показываем потребителю ссылки на самые выгодные предложения по продаже этих товаров в интернете, чтобы человек мог купить их по низкой цене.

Из-за кризиса, люди начали покупать меньше, поэтому мы и растем, но чуть медленнее, чем планировали. Люди экономят и стараются покупать только качественные товары", — признает он.

Сейчас можно говорить о том, что за два месяца наблюдений за бизнесом республики значительный рост показали сегменты консалтинга, бизнес-образования, ИТ-разработки. В выигрыше оказались всевозможные мастер-классы, обучающие методикам эффективного управления, продажам и маркетингу. Выгодно обстоятельства складываются и для тех предприятий, которые готовы обеспечить промышленность товарами по программе импортозамещения, либо работающие с технологиями, их поддерживающими.

Вам есть что сказать? Вы не опустили руки, а предпринимаете что-то ежедневно? Тогда поделитесь своим опытом с нашими читателями! Пишите редактору рубрики Карине Каримовой на karina@tatcenter.ru с пометкой «Как дела».

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: