Кризис на бизнесе Татарстана отразился неоднозначно — кому-то приходится сворачивать деятельность, кому-то — расширяться и набирать новых сотрудников. Пока с уверенностью можно говорить, что в новых условиях в выигрыше оказался консалтинг — от ИТ-обслуживания до ведения бухгалтерской отчетности. Предприниматели стараются экономить, поэтому ищут различные пути для повышения эффективности сотрудников и уменьшения затрат.
«С одной стороны, по ряду контрактов замедлились взаимоотношения, потому что люди стали больше считать деньги. С другой — мы занимаемся разработкой программного обеспечения, направленного на повышение эффективности работников, и у нас есть и положительные моменты.
Ряд компаний задумался об экономии затрат, в том числе, и через повышение эффективности сотрудников. Мы некоторую оптимизацию провели до кризиса, поэтому, в каком-то плане, были к нему готовы", — рассказывает управляющий партнер компании Techcrowd Руслан Бурнашев.
Его слова подтверждает и исполнительный директор компании «8 Бит» Марсель Ахметьянов.
«В кризис дела у нашей компании только улучшились, наблюдается заметное увеличение клиентов, появилась необходимость расширения штата специалистов компании.
В принципе, мы так и прогнозировали, поскольку услуги ИT-аутсорсинга позволяют сократить издержки на содержание штатных специалистов, а это налоги, соцвыплаты", — говорит он.
ИТ-разработчики, менее других подверженные влиянию роста цен на комплектующие зарубежного производства, отмечают рост интереса со стороны крупного бизнеса — предприниматели ищут технологии, способные помочь с урезанием расходов.
«Мы наблюдаем интересную тенденцию. В бизнес-инкубатор стали гораздо чаще обращаться представители бизнеса нашей республики. Интересуются, в основном, ИТ-разработками, способными снизить издержки и увеличить прибыль, а также слаженными командами, способными решить конкретные ИТ-задачи бизнеса.
Кроме этого, большой интерес вызывают наши резиденты, разрабатывающие импортозамещающее ПО", — говорит руководитель бизнес-инкубатора казанского ИТ-парка Ленар Халиков.
Заметно вырос спрос и на различные образовательные программы для эффективности бизнеса. Как отмечают сами предприниматели, наметилась тенденция, когда различными образовательными мастер-классами для коллективов интересуются руководители компаний. Если раньше на тренинги приходили рядовые сотрудники, то в новых условиях это директора, признаются коучи.
«Запросов стало больше. Особенно на наших открытых мероприятиях мы ощутили поток руководителей, которые что-то сейчас пытаются предпринять, хотят укрепиться, усилиться, может быть, выбрать новые направления.
С другой стороны, какие-то образовательные программы, которые раньше были популярны, например, корпоративные мероприятия на всю компанию, сейчас их нет — это заметно.
Мы заметили, что структура услуг у нас поменялась. Больше стало стратегических сессий, коучинга, когда руководителю нужно прояснить для себя ситуацию.
У нас увеличился штат: количество штатных тренеров, усилился отдел по сопровождению клиентов", — поделилась директор по развитию консалтинговой компании «Человеческий капитал» Марина Несмелова.
В двойственной ситуации оказались сотрудники отделов продаж: в кризис нужны хорошие специалисты, однако из-за низкой квалификации тех, кто есть, их массово сокращают.
«Клиенты подходят на мероприятии и признаются в одном: сегодня что-то закупить, произвести — проблемы нет. Есть большая проблема это сбыть. Но нужно кризис использовать — не реветь и опускать руки, а использовать его как возможность…
Предприниматели, несмотря на кризис, освобождаются от «балласта» — проводят сокращения до 20\%-30\%. Но, с другой стороны, нескончаемый поток звонков — дайте хорошего менеджера по продажам. Это профессия, которой сегодня нигде не обучают", — рассказывает бизнес-тренер Елена Зубарева.
Неоднозначная ситуация у фермеров. Многие радуются тому, что выросли закупочные цены и спрос на продукцию местного производителя, но большинство сетует на повышение цен на удобрения и топливо.
«Как не было денег, так их и нет. Обещали помочь с удобрением, соляркой, но это все осталось только на словах. Подорожало всё. Потому что, в основном, и особенно по овощам, мы пользуемся зарубежными продуктами. Российского же ничего нет.
По ГСМ вообще удивительно — цена на нефть в два раза дешевле, на топливо — нет. Подорожали и удобрения, но мы не ходим и не плачем, потому что всегда так было. Мы одно знаем — нужно рассчитывать на себя. Для фермеров нет разницы между этим и другими годами", — заверяет глава крестьянского хозяйства «Земляки» Владимир Аппаков.
О том, насколько люди стали экономить, сигнализируют представители общепита. По их оценкам, падение выручки по отрасли составило уже 30\%-40\%. По данным государственной статистики, падение отрасли по сравнению с декабрем 2014 года составило 25\%.
«Общепит — это сфера услуг. Кризис в первую очередь бьет именно по ней, а, в частности, по среднему и премиальному сегменту — тому, от чего можно отказаться. Человек всегда будет кушать. А от чашки кофе он может отказаться — он лучше выпьет стакан воды. Естественно, сейчас 30−40\% падение выручки — это стандартная тенденция», — рассказал в интервью порталу TatCenter.ru владелец сети кофеен Cava Адель Ягудин.
Производственные компании также отмечают снижение темпов роста, но продолжают искать новые пути решения проблем с ростом закупочных цен на импортные материалы. Компании отказываются от расширения в пользу поддержки бизнеса «на плаву».
«Мы используем очень много импортных деталей, поэтому максимально быстро нужно локализовать зарубежных поставщиков. Но есть некоторые детали, которые в России просто нереально купить, это, в том числе, диоды, их нужно покупать только за валюту.
Мы чувствуем себя хорошо, потому что мы начали продавать за границу, а валютная выручка у нас как раз идет на оплату комплектующих, которые привозят из-за границы. Это повышение покрывается деньгами, полученными от продажи деталей", — заявил руководитель компании «Ферекс» Ильнур Нуриев.
Строители говорят о замедлении отрасли, что сказалось как на самих производителях, так и на застройщиках. По данным, опубликованным Татарстанстатом 20 марта, строительство в феврале уже упало к аналогичному периоду 2014 году на 21\%.
По словам руководителя компании «Технопласт» Михаила Попова, значительно снизилась активность покупателей на рынке стройматериалов, что ведет к ухудшению состояния компаний-производителей, несмотря на то, что в стране объявлен курс на импортозамещение. Известно, что многие материалы для строительства закупаются за рубежом.
«Мы наблюдаем снижение деловой активности наших клиентов, которое проявляется в снижении объемов продаж. Это очень серьезно сказывается на бизнесе, несмотря на то, что мы производим строительные материалы на территории России, а это очень важно для реализации программы импортозамещения.
Весь объем строительных работ в России уменьшился в разы. Но мы заранее подготовились к кризису, и часть из этих мер мы держим в секрете. Мы оптимизировали структуру своих расходов", — поясняет он.
Население начало активно экономить, и это подтверждают не только розничные торговцы, но и индустрия развлечений. По данным официальной статистики, оборот розничной торговли, по сравнению с декабрем 2014 года, снизился на 38\%. Растет только потребление продуктов питания.
По информации, полученной от предпринимателей Татарстана, население сократило расходы на собственное образование, не связанное с работой или поиском возможностей заработка. Но такие же опмитимизационные меры они пока не готовы предпринимать в отношении своих детей — несмотря на кризис, на развлечениях, одежде и обучении своих чад татарстанцы экономить не собираются, подтверждает один из руководителей «Мастерской братьев Васильевых».
«Если говорить в целом, то наша мастерская не так сильно почувствовала кризис потому, что мы проводим много мероприятий для детей. А экономить на детях люди начинают в последнюю очередь. В первую очередь, они сокращают расходы на себя, а потом уже на мероприятия для детей.
Очень сильно кризис сказался на наборе на курсы. Фотография, курсы по фотошопу — только для взрослых — и заметно, что на себя они не хотят тратить деньги. В какой-то момент стало заметно, что на все мастер-классы, в основном, приходят дети. Возраст детей, которые могут посещать мастер-классы, тоже снизился — если самому маленькому нашему гостю было восемь лет, то теперь мы работаем с детьми от четырех лет", — подтверждает тенденцию Роман Васильев.
На экономии татарстанцев пытаются заработать креативные предприниматели. Заработавший в прошлом году сайт Product-test.ru, где выкладываются исследования по потребительским свойствам того или иного продукта, с наступлением кризиса набирает обороты — люди хотят покупать наиболее оптимальные по цене и качеству продукты, говорит CEO проекта Алмаз Аюпов.
«На Product-test.ru публикуются результаты лабораторных тестов потребительских товаров: гелей для душа, мыла, детского питания, фильтров для воды и других товаров. Мы зарабатываем на том, что показываем потребителю ссылки на самые выгодные предложения по продаже этих товаров в интернете, чтобы человек мог купить их по низкой цене.
Из-за кризиса, люди начали покупать меньше, поэтому мы и растем, но чуть медленнее, чем планировали. Люди экономят и стараются покупать только качественные товары", — признает он.
Вам есть что сказать? Вы не опустили руки, а предпринимаете что-то ежедневно? Тогда поделитесь своим опытом с нашими читателями! Пишите редактору рубрики Карине Каримовой на karina@tatcenter.ru с пометкой «Как дела».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: