Об особенностях работы в сфере налогового консультирования TatCenter.ru рассказала генеральный директор ООО «Независимая консалтинговая фирма» Кадрия Анварова:
— Стоит начать с того, что содержание услуг по налоговому консультированию весьма многообразно: от ответов на отдельные вопросы по налогам до разработки учетной политики организации в целях налогообложения.
Особенности налогового консультирования в России связаны с недостатками налогового планирования и контроля на российских предприятиях. Налоговый учет на предприятиях находится в стадии формирования, а налоговое планирование еще не стало элементом финансового планирования. На многих предприятиях управление налогами сводится к разработке бессистемных схем ухода от налогов.
Анализ практики работы российских предприятий позволяет выявить основные недостатки, вызывающие трудности в процессе налогового консультирования:
- несоответствие структур управления предприятием целям стратегического развития;
- отсутствие или низкое качество информационного менеджмента;
- отсутствие системы управления налоговыми и другими платежами.
Справка
Налоговый консалтинг охватывает широкий спектр услуг и включает в себя:
консультации по вопросам налогового законодательства;
оперативное информирование об изменениях в законодательстве и нормативных актах, касающихся налогообложения;
налоговое планирование;
оценку и анализ налоговых рисков компании;
постановку системы налогового учета, разработку учетной политики для цели налогообложения;
досудебное урегулирование налоговых споров;
представление интересов налогоплательщика в суде.
Налоговые консультанты не решают проблему, а предотвращают
— Кадрия Фуатовна, в чем заключается работа налогового консультанта?
— Налоговый консультант проводит необходимую профилактическую работу на предприятии, может обучить ключевых сотрудников, проинструктировать их, дать советы и рекомендации по налоговому планированию. Он не подменяет главбуха и юриста, он объединяет их, координирует работу всех служб, совместно с ними решает поставленные руководством предприятия задачи. Он должен знать не только право и налоги, но и эффективно использовать знания в сфере управления, экономики и маркетинга, знать основы финансового анализа и бухучета. Специалисты такого профиля не просто решают налоговые проблемы, а предотвращают их.
Налоговый консультант принципиально отличается и от аудитора, который констатирует только причины болезни и ее последствия (что чаще всего известно и самому клиенту!). В отличие от налогового консультанта аудитор не должен заниматься постановкой налогового учета и налоговым планированием, это запрещают и стандарты аудита.
— Насколько востребована сегодня услуга налогового консультирования?
— Существует прямая зависимость между востребованностью налогового консалтинга и состоянием законодательства. Законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, много, и зачастую они противоречат друг другу. Нечеткие формулировки можно толковать по-разному, существует множество подзаконных актов, а это дает возможность налоговым органам предъявлять предпринимателям претензии в правильности ведения учета и уплаты налогов.
К сожалению, в России многие предприниматели не уделяют должного внимания налоговому планированию. Они предпочитают решать уже возникшие налоговые проблемы и искать пути выхода из уже сложившихся кризисных ситуаций вместо того, чтобы подготовить своей бизнес к максимально безрисковому ведению дел. Поэтому большинство обращений от клиентов содержит вопросы по конкретным налоговым ситуациям. Очень редко клиент смотрит в будущее и заказывает перспективный анализ, например, налоговой нагрузки в зависимости от принимаемых управленческих решений.
Своевременное обращение к налоговому консультанту помогает выявить ошибки в порядке исчисления и уплаты налогов, выбрать оптимальную систему налогообложения, планировать налоговые и прочие обязательные платежи, рассмотреть возможность применения налоговых льгот, выявить переплаты налогов.
Налоговое консультирование — нетиповые работы
— Какова стоимость услуги налогового консультанта?
— Стоимость услуг зависит от их содержания. Если это ответ на конкретный вопрос по хозяйственной ситуации, сложившейся у клиента, то его стоимость будет определена в соответствии с трудоемкостью подготовки ответа.
Услуги по налоговому планированию, подготовке учетной политики, постановке налогового учета оцениваются в зависимости от масштабов предприятия, разнообразия видов деятельности, количества сотрудников, наличия основных фондов и многих других факторов. Это нетиповые работы, поэтому стоимость таких услуг сильно варьируется.
— Каких результатов можно ожидать от работы налоговых консультантов?
— Налоговое консультирование позволяет стабилизировать платежеспособность и финансовую устойчивость, которые являются важнейшими характеристиками финансово — экономической деятельности предприятий. Если предприятие финансово устойчиво, платежеспособно, то оно имеет преимущества перед другими в привлечении инвестиций, в получении кредитов, выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Кроме того, такое предприятие не вступает в конфликт с государством по перечислению налогов, по выплате заработной платы, дивидендов, возврату кредитов.
Как показывает практика, в компаниях, где есть собственный налоговый консультант или заключен договор с внешним, налоговых проблем значительно меньше. Даже если они и возникают, то решаются самым оптимальным и выгодным для предприятия способом.
— Какие гарантии компания предоставляет клиентам в области налогового консультирования?
— Вопрос об ответственности консультанта за рекомендованное им решение является одним из существенных элементов системы налогового консультирования.
Сегодня ответственность налогового консультанта за причинение ущерба клиенту (например, в случае применение налоговых санкций со стороны государства) законодательно не регулируется.
Вопрос об ответственности закрепляется только в договоре об оказании услуг. Некоторые консультанты вообще исключают из договора возможность всякой имущественной ответственности по возмещению каких-либо убытков клиенту, который воспользовался консультацией, но был оштрафован налоговым органом. Другие ограничивают ответственность размером уплаченного консультанту вознаграждения или иной оговоренной суммой.
Одной из возможных форм предоставления гарантий клиентам является страхование гражданской ответственности (как это сейчас делается у аудиторов и оценщиков). Сейчас такой обязанности у консультантов не существует, отсутствует нормативное регулирование типовых условий таких договоров о страховании гражданской ответственности.
Имеет право на жизнь и существующий вариант гарантий, когда условия ответственности прописываются в самом договоре с клиентом. В этом случае клиентам нужно внимательно читать условия договора и отдельно оговаривать их с консультантом.
В любом случае на организованном рынке вопрос ответственности налогового консультанта не должен решаться без содействия профессионального объединения, в данном случае — Палаты налоговых консультантов РФ.
К сожалению, невозможно исключить для налогоплательщика риск попасть к непрофессионалу и по его рекомендации принять невыгодное для себя или попросту не соответствующее законодательству решение. Поэтому Палата налоговых консультантов большое внимание уделяет достаточной квалификации своих членов посредством постоянного повышения квалификации, стажировок, семинаров, конференций и круглых столов.
Для качественного консультирования налоговый консультант должен использовать специальные приемы и технологии. В настоящее время разрабатываются стандарты налогового консультирования, которые будут способствовать повышению качества оказываемых услуг.
Но какими бы ни были гарантии консультанта, окончательное решение, воспользоваться рекомендациями или нет, все же принимает руководитель фирмы или предприниматель. И именно он принимает на себя ответственность за последствия этого решения. Поэтому особенно важен элемент доверия к своему консультанту.
Свежий взгляд на налоговые проблемы
— Что выгоднее: содержать собственного специалиста по налогообложению или обратиться к налоговому консультанту?
— В зависимости от того, кто осуществляет налоговое консультирование, можно выделить внутрифирменное (внутреннее) и внешнее консультирование. Внутреннее осуществляется внутрифирменной налоговой службой (консультантом по налогам и сборам или налоговым отделом), которая имеет некоторое сходство с финансовым отделом, бухгалтерией (бухгалтером), но является специальным профессиональным органом, обладающим полной независимостью.
Внешнее налоговое консультирование осуществляют организации налоговых консультантов или отдельные налоговые консультанты, профессионально занимающиеся этой деятельностью с соблюдением требований законодательства. При этом должен быть заключен соответствующий договор (например, по аналогии с договором на юридическое обслуживание).
Выбор между внутрифирменным и внешним налоговым консультированием — за руководством предприятия. Небольшие фирмы или индивидуальные предприниматели чаще всего не имеют возможности содержать постоянного налогового консультанта. Они либо заключают договор на абонентское обслуживание, либо обращаются к специалистам по мере возникновения вопросов. Если же налогоплательщик — крупное производственное предприятие или холдинговая компания, то закономерно наличие собственного налогового отдела. Тем не менее, это не исключает возможности (а иногда и необходимости) время от времени обращаться к сторонним специалистам. Это не означает некомпетентности внутренних консультантов. Но приглашенный консультант не только обладает необходимой узкой специализацией для решения возникшего вопроса, но и может взглянуть на проблему свежим независимым взглядом.
Если возникает необходимость привлечения внешних консультантов, то внутренние консультанты не должны видеть в них конкурентов. Те и другие должны работать в тесном сотрудничестве, при котором задача внутренних консультантов:
оценить обоснованность приглашения внешних консультантов;
определить объемы и характер работ, требуемых от внешних консультантов;
координировать работы по проекту;
выполнять задачи, находящиеся в их компетенции;
внедрять полученные рекомендации.
Подобное взаимное дополнение внешних и внутренних консультантов позволяет повысить качество решения проблем, снизить расходы, повысить квалификацию внутренних консультантов.
— Каков уровень специалистов, занимающихся налоговым консультированием в вашей компании?
— Законное налоговое консультирование должно вестись специально обученными профессионалами, которые допускаются к этой деятельности на установленных законом основаниях, после получения соответствующего образования. Специалисты «НКФ» прошли необходимую подготовку, имеют квалификацию «Консультант по налогам и сборам II категории», являются членами Палаты налоговых консультантов РФ. Их опыт работы в сфере налогового консультирования — более 6 лет.
— Компании каких сфер деятельности чаще всего обращаются к услугам налогового консультанта?
— Текущие вопросы по налогообложению часто возникают у малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, особенно тех, кто использует или планирует использовать упрощенную систему налогообложения, или подлежит переводу на единый налог на вмененный доход.
У крупных холдинговых компаний задачи другие, более масштабные. В данном случае от налоговых консультантов требуется выстроить систему налогового учета и планирования, которая бы учитывала специфику взаимоотношений всех структурных подразделений компании.
Отрасль, чаще всего, не имеет решающего влияния на потребность в услугах налогового консультирования.
Сферу деятельности, отраслевую принадлежность, скорее, должны учитывать консультанты при оказании услуг для составления обоснованных и наиболее адаптированных к бизнесу клиента рекомендаций.
Совет от НКФ
Как не ошибиться в выборе компании, предоставляющей услуги налогового консультирования?
Признаки успешного налогового консультанта (фирмы), которому можно довериться:
наличие специалистов, чья квалификация подтверждена соответствующими дипломами, аттестатами и членством в профессиональном объединении;
стаж работы на рынке консалтинга вообще, и налогового, в частности;
готовность предоставить определенные финансовые гарантии качества своих услуг, а также конфиденциальности полученной информации;
цены на услуги не ниже средних, сложившихся в регионе;
наличие публикаций в прессе по вопросам налогообложения и актуальным проблемам консультирования.
С осторожностью нужно относиться к «консультантам», предлагающим сверхнизкие демпинговые цены на свои услуги. Это либо новички, которые стремятся «раскрутиться» и при помощи низких цен войти на рынок, либо непрофессионалы.
На первый взгляд, к вышеприведенному перечню можно добавить еще и условие наличия клиентской базы и/или отзывов от постоянных клиентов. Однако налогообложение — настолько конфиденциальная сфера, что большинство клиентов не желает афишировать свои отношения с налоговыми консультантами. Поэтому даже опытный консультант чаще всего не может предъявить такую информацию. Более того, если он готов разгласить ее без разрешения клиента — это повод для отказа от его услуг. Значит, и ваша конфиденциальная информация не будет гарантированно сохранена.
На правах рекламы
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: