Прежде всего, это уход с рынка газет и журналов, миграция прессы в Интернет, сокращение тиражей, полосности и периодичности выхода в свет.
По оценкам Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (ФАПМК), в 2009 году перестали выходить порядка 20% периодических изданий. Как полагают специалисты, этот процесс будет продолжаться и в ближайшей перспективе. Закрылись такие центральные издания как: «Московский корреспондент», «Business week», «Москва: инструкция по применению», «CFO Russia», «Популярные финансы», «Квадратный метр», «Женщина за рулём», «Семейный бюджет» и множество других. Та же участь постигла некоторые глянцевые журналы, которые до кризиса выходили большими тиражами и пользовались спросом у потребителей: «Viva!», «Gala», «Madam Figaro», «Gloria», «Votre Beaute», «New Diet», «Best Life», «Life Time» и многие другие. С началом кризиса прекратили своё существование новые проекты, не успевшие выйти на уровень окупаемости.
Серьёзный урон понесли региональные газеты и журналы. Число СМИ, снятых с учета территориальными управлениями Роскомнадзора, росло с первых месяцев года. По оценкам ФАПМК, в среднем в регионах РФ закрылось порядка 80−100 местных изданий. Ряд изданий приняли решение о прекращении выхода в печатном варианте, сосредоточившись на Интернет-версии. Ярким примером этой тенденции можно считать опыт газеты «Газета», редакция которой приняла решение отказаться от печатной версии с 1 января 2010 года, сосредоточившись лишь на онлайн активности.
Наиболее заметными для читателей Татарстана стали исчезновения газет «Восточный экспресс» (Татарстан), «Труд» в Татарстане", «Казанское время», журнала «Большой город» и др.
Тем не менее, регистрация и появление новых СМИ также не прекращались в течение года. В крупных региональных центрах в месяц регистрировалось в среднем 5−10 новых СМИ — печатных и электронных. Так, по данным управления Роскомнадзора по РТ в декабре 2009 года в Татарстане зарегистрировано 13 СМИ. Большинство печатных изданий носят информационно-развлекательный характер.
О ситуации на рынке печатных СМИ корреспонденту TatCenter.ru рассказал доцент кафедры журналистики КГУ Андрей Лебедев:
— Я думаю, что ситуация на рынке печатных СМИ не так трагична, как кажется. Еще летом 2009 года министр информатизации и связи Татарстана Фарит Фазылзянов сказал, что через пять лет периодики не будет. Но я с ним не согласен. Газеты будут всегда, просто через несколько лет это будет более интеллектуальное чтиво, чем сейчас. Не будет таких больших тиражей, как в советские годы. Конечно, на печатном рынке большая конкуренция. К тому же в Татарстане государство дотирует невыгодные проекты, что еще больше усугубляет конкуренцию. Впрочем, несмотря на кризисное время, тиражи газет растут.
Например, в этом году тираж газеты «Республика Татарстан» вырос до 39 тыс. экземпляров. Газета «Вечерняя Казань» будет востребована всегда, хоть объем печатной продукции и сократился. В целом тираж республиканской прессы сократился на 20%. Но не думаю, что это катастрофически отразится на татарстанских СМИ, потому что государство в этом не заинтересовано. У нас огромный объем татароязычной периодики, которую никто не читает. Но государство не дает ей погибнуть. Так будет и на этот раз.
Как сообщает Гильдия издателей периодической печати, говорить о возвращении в 2010 году к докризисным показателям рынка прессы не приходится. Эксперты прогнозируют, что это произойдет не раньше 2011 года. Впрочем, прогноз достаточно условный, тем более для регионов с разной социально-экономической ситуацией и темпами преодоления кризиса.
Источник информации — Ассоциация распространителей печатной продукции, Гильдия издателей периодической печати.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: