Участники совещания констатировали, что в целом поставленные в Программе задачи были решены. Ведь в 2001—2003 годах реализация Государственной комплексной программы РТ по развитию малого предпринимательства положительно повлияла на основные показатели развития малого предпринимательства в РТ.
В 2002 году было принято постановление Кабинета министров РТ по госгарантиям: за 2 года действия Программы «прокредитовалось» 38 субъектов малого бизнеса. Общая сумма госгарантий составила более 90 млн. рублей, в том числе в 2004 г. — 47,6 млн. рублей.
Также совместно с банками: Спурт-банком, Сбербанком РТ, «Ак Барс» Банком было проведено 3 семинара-совещания по вопросу кредитования субъектов малого предпринимательства. Причем общая сумма кредитов, выданная банками РТ малому бизнесу за 9 месяцев 2004 года, составила 42 млрд. рублей, что в 1,8 раза больше чем за аналогичный период 2003 года.
Кроме того, в течение последних 10 лет в РТ в целях государственной поддержки малого предпринимательства были созданы:
- Татарский республиканский фонд финансовой поддержки
- Агентство по развитию предпринимательства РТ
- Экспертный совет по поддержке предпринимательства
- 9 фондов финансовой поддержки в городах и районах республики: Зеленодольске, Чистополе, Набережных Челнах, Елабуге, Бавлах, Альметьевске, Нижнекамске, Азнакаево и в Сабинском районе
- в 41 районе республики открыты представительства Агентства по развитию предпринимательства РТ
За время же существования Татарстанского Республиканского фонда финансовой поддержки предпринимательства выделено 294 кредита на сумму около 100 млн. рублей. И на данный момент из общей задолженности 31,204 млн. рублей просроченная задолженность составляет 18,038 млн. рублей.
За счет средств фонда проведены 26 обучающих семинаров на актуальные темы для предпринимателей («Правовые аспекты предпринимательской деятельности», «Налогообложение», «Экологические платежи», «Создание и функционирование СКПК» и др.).
Однако ввиду отсутствия в законе о бюджете РТ на 2005 год информации о финансировании Татарского республиканского фонда становится очевидным, что этот фонд прекращает свое существование. Поэтому в изменениях Закона о бюджете на 2004 год заложено создание 2-х новых фондов: Инновационно-венчурного и Залогово-страхового.
Кроме того, правительством РТ Агентству было поручено разработать положение о гарантийном фонде. На данный момент один из вариантов концепции этого положения разработан. Фонд должен будет выступать гарантом (поручителем) в банках при получении у них кредитов субъектами малого бизнеса. В наполнении активами этого фонда большие надежды возлагают на такие крупные предприятия, как ОАО «Татнефть».
Основной целью деятельности фонда будет являться ведение кредитно-гарантийных операций с предпринимателями:
- предоставление гарантий банкам по кредитам при недостаточном залоговом обеспечении;
- кредитование начинающих предпринимателей (осуществляющих свою деятельность менее 3 месяцев);
- компенсации процентной ставки по банковским кредитам СМП;
- реализация лизинговых схем.
Возвращаясь к результатам реализации Программы, нужно также отметить, что были выделены средства на развитие инфраструктуры:
- Технопарку «Идея» — для отбора и поддержки инновационных проектов.
- Кредитно-потребительским кооперативам (выделено 15 компьютеров).
- Торгово-промышленной палате РТ на проведение семинаров.
- Ассоциации «Татарстан-лизинг» — для выполнения программы развития лизинговой деятельности.
- Средствам массовой информации — для подготовки материалов о предпринимателях, разъяснения программы кредитования под госгарантии.
- Местным фондам финансовой поддержки и представительствам Агентства в районах (выделено 1 200 000 рублей на оргтехнику, мебель; 1 500 000 рублей — на заработную плату).
Кроме того, при участии Агентства по поддержке малого предпринимательства РТ были разработаны и внесены в Государственный Совет РТ, а в последующем и приняты изменения в Закон РТ «О введении в действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». Также была выполнена работа по подготовке принятого Закона о переводе жилых помещений в нежилые в РТ.
В проекте новой Программы на 2005−2010 годы обозначен ряд новых приоритетов в развитии малого предпринимательства, требующих дальнейшей реализации государственной поддержки. В их числе:
- инновационная деятельность;
- ориентация и адаптация существующей системы образования к потребностям в сфере малого предпринимательства и активизации инновационного процесса;
- расширение деятельности субъектов малого предпринимательства в жилищно-коммунальной сфере и городском хозяйстве;
- реализация частной инициативы в сельском хозяйстве (агропромышленном комплексе);
- развитие эффективной системы бизнес-коммуникаций, конструктивных способов ведения предпринимательской деятельности, сочетающих интересы крупного и малого бизнеса.
В целом прогнозы новой Программы РТ по развитию малого предпринимательства на 2001−2004 гг. следующие:
- Доля субъектов малого предпринимательства в валовом региональном продукте Республики Татарстан составит 30%.
- Добавленная стоимость на одно малое предприятие составит 2 735,4 тыс. руб. в год.
- Доля налоговых платежей субъектов малого предпринимательства в общей сумме доходов консолидированного бюджета Республики Татарстан составит 32%.
- Бюджетная эффективность затрат государства на поддержку субъектов малого предпринимательства (годовой прирост объема налоговых платежей в консолидированный бюджет на 1 руб. государственной поддержки) составит 34 коп. (по итогам 2003 года бюджетная эффективность составила 10 коп.).
- Уровень социальной рентабельности субъектов малого предпринимательства (отношение совокупных налоговых платежей в консолидированный бюджет республики к затратам из бюджета, направляемых через систему здравоохранения, образования, культуру
и т. д. на 1 работника и его «социального иждивенца», к которым относится неработающие члены семьи и нетрудоспособные жители города, района, составит 322% (по итогам 2003 года уровень социальной рентабельности составил 142%). - Средняя заработная плата работников занятых в малом предпринимательстве выйдет на уровень не ниже рационального потребительского бюджета.
Однако в проекте Программы некоторые ожидаемые результаты-показатели, к которым РТ должна прийти к 2010 году, вызывают недоверие у самих разработчиков. Прежде всего это касается показателя численности индивидуальных предпринимателей.
В проекте Программы заложено 230 тыс. индивидуальных предпринимателей, поскольку начиная с 2001 наблюдается снижение количества экономически активных индивидуальных предпринимателей. Это связано и с преобразованием (или объединением) их в малые предприятия в связи с улучшением законодательной базы для последних, и по причине ликвидации рынков на территории всей республики, так как в основном индивидуальные предприниматели заняты в торговле.
По прогнозным расчетам Агентства, количество занятых в малом бизнесе к 2010 году достигнет 40% от всего трудоспособного населения республики. Однако для понимания действительного значения этих цифр стоит учесть, что расчет велся при условии легализации серого рынка труда, при котором на каждого индивидуального предпринимателя (ИП) приходится по 2 наемных работника, а на малом предприятии (МП) занято в среднем 6 человек. Таким образом, прогноз по МП — более 53 тыс. человек, а по ИП — не более 154 тысяч.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: