Изобретательством в Татарстане занимается 4−5\% работников предприятий
Стоит отметить, что встреча такого масштаба впервые проводится в республике. Перед ее началом премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков осмотрел экспозицию с работами, где были представлены разработки школьников, студентов, проекты лауреатов смотра «Лучшая постановка изобретательской и рационализаторской и патентно-лицензионной работы среди предприятий, организаций и учреждений РТ за 2010 год», патенты ОАО «Татнефть».
Во время знакомства с выставкой Ильдар Халиков обратил внимание на то, что крупные республиканские компании не только сохранили рационализаторское направление, но и развили его.
— Многие участники встречи — это неординарные люди. В большинстве своем они работают не только ради получения прибыли, изобретатели направляют свои силы на созидание. И важно, чтобы рядом с ними всегда были механизмы — вузы, предприятия, которые бы видели и использовали их труд. Коэффициент изобретательской активности в Татарстане по-прежнему остается высоким. К тому же республика занимает первое место в Приволжском федеральном округе по количеству заявок на изобретения.
На сегодняшний день в обществе изобретателей и рационализаторов РТ состоит около 160 участников. Председатель общества Линар Гайсин рассказал о том, что в некоторых компаниях за изобретение доплачивается около 5−6 тыс. рублей, а на заводе ОАО «Казанькомпрессормаш» за внедрение инновационной разработки прибавляют 20\% премии к окладу и три дня к отпуску. Среди компаний, не заинтересованных во внедрении новых изобретений, Линар Гайсин назвал «Мелиту», «Элекон», предприятия АПК, строительной и легкой промышленности. В то время как в республике каждый затраченный на изобретательство рубль дает для предприятий 47 рублей чистой прибыли.
Ориентироваться предприятия Татарстана призвали на международный опыт. Если в республике в изобретательскую деятельность вовлечено 4−5\% работников, то в Японии — 80\%. Также Линар Гайсин обратил внимание на то, что в России увеличивается доля регистрации патентов иностранных изобретателей. Так, в 2006 году их доля составляла 16\%, а в 2010 году — 29\%.
Министр образования и науки Татарстана Альберт Гильмутдинов на слете признался, что сегодня лишь 7\% детей посещают технические кружки, поэтому ведомство поставило перед собой задачу приблизить их количество к 20\% в ближайшее время. Иначе у республики не будет будущего для инновационного развития.
Изобретателям нужна реклама, чтобы быть успешными у инвесторов
Одна из работ, которая была представлена на экспозиции слета рационализаторов и изобретателей Татарстана, заинтересовала корреспондента интернет-портала TatCenter.ru. Авторами этого патента являются сотрудники КФУ. По словам Амира Сулимова, ассистента кафедры радиофизики КФУ, они работают над созданием системы совершенной защиты информации, которую невозможно вскрыть никакими средствами и методиками.
— Амир, расскажите подробнее о Вашем проекте.
— Это защита передачи информации по каналам связи, например, по сотовой связи. Не секрет, что связь можно легко прослушать и для этого не нужно использовать сверхсложную аппаратуру. Мы же предлагаем такую систему, при которой вся исходящая информация из сотовых телефонов будет шифроваться, а во входящем телефоне расшифровываться. Смысл разработки в том, что сейчас системы защиты информации шифрования основаны на математике. В их основе лежит хитрый математический алгоритм и если его разгадать, то можно вскрыть всю информацию. Мы же используем не математику, а физику. В ней нет никаких четких математических закономерностей, там происходят стихийные природные процессы и нельзя предугадать, какой шифр будет сформирован.
Смысл еще и в том, что в современных системах связи технический персонал имеет возможность доступа к вашим персональным данным, чем и пользуются разные организации. Для прослушки личной переписки они могут обратиться к техническому персоналу, которые и предоставят доступ. В нашей предлагаемой системе персонал не будет иметь доступа к персональной информации.
— Кто-то уже заинтересовался вашими разработками?
— Поступили предложения о сотрудничестве с Китаем.
— О каком именно сотрудничестве идет речь?
— Пока они зовут очень осторожно, собираемся этим летом к ним съездить. Приглашают прочитать у них несколько лекций и семинаров.
— Что-то подобное вашему проекту уже есть в мире?
— Подобное есть у американцев. Их система называется квантовая криптография. Этот бренд сейчас очень активно обсуждается в связи с тем, что идет развитие квантовых компьютеров и квантовой информатики. Проблема в том, что это очень сложная и дорогостоящая аппаратура, можно сказать, техника будущего, а не настоящего. Мы же предлагаем способ, основанный на современной радиокоммуникации, которую можно внедрить уже сейчас. В этом плане нельзя сказать, чей способ лучше, у нас или у американцев. С точки зрения эффективности, наверное, мы на равных, но наше преимущество в том, что свои идеи мы можем реализовать на современной технике.
— На каком этапе находятся Ваши исследования?
— Для начала поймите, что это не лабораторная работа, здесь требуются и полевые испытания, и создание сложных приемов передающих устройств. Естественно, что проект достаточно масштабный и требует финансовых вложений. Сейчас мы работаем над созданием первичных макетов. С их помощью хотим привлечь к нам внимание инвесторов для дальнейшего расширения проекта и конкретных разработок.
— Кто сейчас финансирует Ваш проект?
— Работаем за счет выигранного по федеральной программе «Старт» в 2010 году гранту в размере 1 млн. рублей.
— Сколько необходимо денег для полной готовности проекта?
— Полная готовность — это сильно сказано. Например, если говорить об американской квантовой криптографии, то там объем инвестиций исчисляется сотнями миллионов долларов. Сейчас для создания пробных образцов системы нам необходимо около 15−30 млн. рублей.
— Интересовались ли Вашим изобретением республиканские компании?
— В Татарстане с этим очень сложно (вздыхает). Радиоэлектронная промышленность, информационно телекоммуникационные системы в республике развиты слабо. Судя по докладам, которые прозвучали сегодня, то в основном у нас делают ставку на изобретения в нефтегазовой промышленности. В то время как российская радиоэлектроника не выходит за пределы оборонных НИИ, которые не стремятся делиться своими ресурсами и возможностями. К тому же у нас нет предприятий, которые производят комплектующие и оборудование. Нам приходится его заказывать за границей, а это другие деньги и другие сроки ожидания.
— Вы работаете в малом инновационном предприятии на базе КФУ?
— Да, оно сейчас действует при поддержке Фонда содействия развитию малых форм предприятий, проводим опытные конструкторские разработки. В проекте задействовано шесть человек.
— Какие проблемы в развитии рационализаторства в Татарстане Вы видите?
— Очень много разговоров ходит о том, что эта деятельность необходима для создания инновационной экономики. Но пока это носит только показательный характер. Дело в том, что существует разрыв между изобретателем и инвестором. На инвестиции сейчас могут претендовать только крупные организации, которые уже накопили высокий уровень знаний и базу, им нужна только финансовая поддержка и сотрудничество, а изобретатель не имеет такой связи с инвестором. Ведь последним надо сразу показать большую эффективность проекта и чтобы вероятность успеха была выше 90\%. У нашего инвестора пока нет культуры предпринимательского риска, в отличие от заграницы. Мне кажется над этим надо сейчас работать.
— Как именно над этим надо работать?
— Я думаю, что большую роль здесь играет государство. Если оно будет ручаться за конкретные идеи и продвигать их, например, такими конкурсами, как «50 инновационных идей». Слет изобретателей также может сыграть положительную роль в этом направлении. Нам нужна реклама, изобретения должны быть на слуху.
Фото с сайта правительства РТ
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: