В ближайшее время в «Народном контроле» появятся новые категории, которые, как ожидают власти, помогут бороться с самыми насущными проблемами современного общества — экстремизмом и коррупцией.
«Отдельно в системе появится категория «Экстремизм и конфликты на религиозной и национальной почве», а подкатегория «Проблемы коррупционной направленности» будет добавлена в существующие разделы: «Детские сады», «Школы», «Поликлиники и больницы», «Связь», «ЖКХ», «Доступная среда», «Свалки», — рассказала на прошедшем сегодня в кабмине РТ брифинге уполномоченный по правам человека Сария Сабурская.
Интересно, что подкатегорию «Проблемы коррупционной направленности» власти добавляют к так называемой «социалке».
При этом из поля зрения выпадают такие области «Народного контроля», как, например, земля, нарушения правил торговли или размещения наружной рекламы, а также категория «Проблемы, препятствующие развитию предпринимательства». Вряд ли эти сферы можно считать свободными от коррупции…
«Несправедливость» порталу TatCenter.ru объяснил уполномоченный по защите прав предпринимателей в РТ Тимур Нагуманов.
«Не так все печально, как может показаться на первый взгляд. Систему, рассчитанную на массового потребителя, продолжают делать именно „народной“, добавляя в социальные категории необходимый функционал. При этом о предпринимателях никто не забыл — в Татарстане ведется работа над отдельным блоком для бизнеса, который будет выведен за рамки „Народного контроля“. Система с функционалом, который нужен именно бизнесу, будет доступна и на сайте госуслуг, и в спецприложениях для мобильных устройств».
По словам бизнес-омбудсмена, «Народный контроль» именно в работе с предпринимателями оказался не самой эффективной системой.
Во-первых, регистрация возможна лишь для физлиц, что не всегда удобно организациям, во-вторых, архитектура и функционал не заточены под решение проблем бизнеса, в-третьих, жалобы уходят чиновникам, с которыми работает предприниматель.
«Это неверно. Чтобы работа была эффективной, она должна быть более адресной. Новый раздел для бизнеса сейчас прорабатывается совместными усилиями заинтересованных министерств и ведомств», — пояснил Тимур Нагуманов.
Предпринимателям еще предстоит оценить усовершенствованный блок. А рядовые татарстанцы, попробовав раз «Народный контроль», демонстрируют в нем невиданную активность. Так, с момента запуска в системе опубликовано свыше 31 тысячи жалоб, и более половины из них (18,7 тысяч) поступили в текущем году.
«В текущем году в системе „Народный контроль“ опубликовано 18 680 уведомлений, из них решено 65%. Интерес к системе со стороны населения возрастает. Граждане видят результаты нашей работы», — объяснила активность Сария Сабурская, по словам которой, число положительно решенных обращений растет, а «просрочку» в их рассмотрении практически удалось ликвидировать.
«Практически ликвидировать» чиновникам удалось и собственную лень — раньше граждане жаловались на то, что их обращения «кочуют» из одного министерства в другое и неделями могут искать адресата — ответственное за устранение нарушения лицо. Сейчас, по словам Сабурской, ситуация меняется. «Нам практически удалось искоренить так называемый «футбол», — заверила она.
Чиновников-«футболистов» не только отучают «играть» с обращениями на еженедельных совещаниях, но и уведомляют по e-mail о сроках решения по той или иной заявки — все обращения должны быть рассмотрены своевременно, подчеркнула Сабурская.
В целом положительно работу с обращениями граждан в «Народном контроле», как считает Сария Сабурская, выполняют чиновники Альметьевска и Казани. Неплохо справляются Азнакаево, Бугульма и Зеленодольск. А вот в некоторых районах республики жалоб нет. Так, из Кайбицкого района за год в «Народный контроль» поступило всего 3 за явки, а из Тюлячей — 6.
«Или все вопросы решены там, или люди просто не знают о «Народном контроле», — заключила Сабурская и добавила, что главы некоторых районов не стремятся рассказывать людям о системе. «Работы будет много», объясняют они.
Возвращаясь к новым категориям системы, становится очевидным, на чем именно власти решили сосредоточиться: волнующая Татарстан борьба с экстремистскими проявлениями и разгул бытового взяточничества.
Между тем, эксперты пока что туманно оценивают эффективность новых категорий «Народного контроля» и активность татарстанцев по написанию в них жалоб. Основная причина — отсутствие анонимности: чтобы добавить сообщение или жалобу, на портале госуслуг необходимо зарегистрироваться.
«В основной массе родители обращаются к нам анонимно, так как боятся давления со стороны администрации и родительских комитетов. Очень хорошо, что власти заинтересовались коррупцией. Но если жалобы не анонимны, думаю, особого ажиотажа ждать не стоит. Именно из-за того, что там надо оставлять контактные данные. Ведь в РТ и сейчас есть сайты и прокуратуры и минобра, где можно воспользоваться услугой „интернет-приемная“, написать сообщение и получить ответ в течение 30 дней. Но пользуются ими единицы», — говорит общественный деятель, глава инициативной группы по борьбе с поборами в системе образования РТ Екатерина Матвеева.
Аналогичного мнения придерживается и бизнес-тренер, директор тренингового агентства «Основа» Ирина Айгильдина.
«С психологической точки зрения людям не так-то просто написать жалобу по темам экстремизма, религии, национальности… Это очень «чувствительные» сферы жизнедеятельности. Чаще всего, рассуждая на эти темы, люди стараются подсознательно защитить свою личность. Это же касается и бытовой коррупции. Открыто выражать свое мнение готовы либо люди, которые в принципе всегда до конца отстаивают собственную позицию, либо те, которым «нечего терять».
По словам экспертов, в целом положительно оценивающих инициативу, для большинства татарстанцев зарегистрироваться на сайте госуслуг с указанием своих личных данных и сообщить об экстремизме или вымогательстве учителя, у которого ребенку еще предстоит учиться, все же гораздо труднее, чем о плохой дороге или неработающей лампочке.
Юлия Амочаева
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: