Спектакль «Лючия ди Ламмермур» достоин «Золотой маски»
Итоги театрального сезона 2010 года работники культуры — театроведы, критики, артисты, режиссеры подводили в доме Салимжанова. Встреча открылась минутой молчания, в память ушедшего из жизни заслуженного артиста Республики Татарстан Фагима Ситдикова. Он был учеником знаменитых деятелей татарского театра, режиссера Марселя Салимжанова и актрисы Шахсенем Асфандьяровой — служил в Татарском государственном театре драмы и комедии им. К.Тинчурина с 1975 года.
Сезон-2010 в театре оперы и балета им. М. Джалиля открыла премьера спектакля «Лючия ди Ламмермур». По словам критика и редактора отдела культуры газеты «Время и Деньги» Татьяны Мамаевой, если его в этом году выдвинут на «Золотую маску» и не будет закулисных интриг, то спектакль может победить. Также главными «китами» сезона Мамаева назвала Шаляпинский фестиваль с хорошим составом солистов и великолепной премьерой «Кармен» Георгия Ковтуна.
Татьяна Мамаева:
— В Шаляпинском фестивале взята очень высокая планка, которую мы сами уже не замечаем, поскольку привыкли к хорошему уровню. Если посмотрим на пермский, екатеринбургский, новосибирский театры, то там уровень приглашенных солистов ниже.
Но, конечно, уровень театра — это не приглашенные солисты, потому что, сейчас имея деньги, каждый город может пригласить к себе любого артиста. Главное, чтобы уровень спектакля соответствовал его мастерству. У нас же в постановках поют солисты «Метро», «Ла Скала». Были случаи, когда артист пел в Казани, а через неделю в «Ла Скала». То есть мы смотрим тот же продукт, что и зрители топовых европейских театров.
Не обошлось на встрече и без критики, и хотя участники встречи пытались высказать ее в мягкой форме, видимо она все равно была не очень приятна адресатам. Так, по поводу Нуриевского балета было сказано, что ставится мало современных спектаклей, артисты балета иногда теряются на сцене, а хор в финальной сцене «Спартака» не звучит как доминанта.
Фестиваль молодой режиссуры «Ремесло» не получил должного резонанса
На съезде обсудили второй фестиваль молодой режиссуры «Ремесло», который прошел в прошлом году. Участники признались, что такое мероприятие могло быть более резонансным — все режиссеры талантливы, но не уверены в себе, а постановки должны иметь продолжение на сценах татарстанских театров. Впрочем, сделать это, видимо, будет проблематично, поскольку из 14 театров только три открыли свои двери для спектаклей молодых режиссеров. Между тем, модератор встречи Ильяс Иванов отметил, что такие фестивали нужны, чтобы в культурной жизни республики появилась новая кровь, новые творческие кадры.
Особенно остро вопрос с кадрами стоит в театре кукол. Сейчас в нем работает 35% пенсионеров. Впрочем, руководство думает о повышении квалификации остальных сотрудников. Так, театр отправил учиться в международную театральную школу одного из своих талантливых режиссеров Рафаэля Хакимова.
Что надо изменить в премии «Тантана»?
Не обошли стороной работники культуры и театральную премию «Тантана». Татьяна Мамаева призналась, что первый блин всегда бывает комом. Надо по другому продумывать номинации в премии «Тантана», должна быть отдельная номинация «Музыкальный театр». Музыкальные жанры не должны соревноваться с драматическими.
Ильяс Иванов:
— В премии 10 номинаций и это количество было лимитировано не мной. Всего в Татарстане 14 театров и понятно, что каждому по премии уже не получится, обязательно останется кто-то недоволен. Но премия, объединяющая все театры, нужна. Причем, члены жюри должны меняться каждый год.
Диляра Хусаинова, заведующая литчастью Качаловского театра, предложила отменить принцип самовыдвижения для участия в премии, а вместо этого создать экспертный совет, который бы в течение гола просматривал все премьеры. Возможно, что в таком случае театров в номинациях было бы меньше, а в жюри были другие люди.
Как поставить спектакль на 56 тыс. рублей?
Директор Татарского государственного театра кукол «Экият» Роза Яппарова отметила, что они всегда работа
ют при полных залах, а это самый главный показатель успешного театра. В ноябре труппа едет со спектаклями в Баку, потом в Самару, Алма-Ату, Сочи. Обменные гастроли пройдут с театрами Кирова и Уфы. 30 августа театр кукол должен переехать в новое здание, хотя официальное открытие скорей всего будет к новому году. В труппу придут работать шесть новых человек из КГУКиИ.
В Качаловском театре год прошел на «колесах». 10 дней с гастролями труппа была на Украине, в октябре на фестивале в Ярославле, выступили в Анталии. В 2010 году в театр пришли молодые артисты, которые сейчас в нем осваиваются. Если говорить о репертуаре, то последней премьерой стал восстановленный спектакль «Роковые яйца».
Диляра Хусаинова:
— Есть проблемы режиссуры, но мы над этим работаем. Сейчас открываем новую сцену малою сцену, которая трансформирует пространство. Не в каждом театре есть такие новшества. Сцена вмещает от 50 до 200 зрителей и дает большие возможности для режиссеров.
Об успехах в работе Набережночелнинского государственного татарского драматического театра рассказал Рашат Файзерахманов. В апреле труппа была в Казани, ставила спектакли в театре им. Тинчурина. Большой радостью для коллектива театра является то, что в ближайшие три года в городе сдадут 500 квартир, в том числе и сотрудникам театра. Выяснилось, что мэр города нашел необычный способ помощи театру. Он созывает чиновников ходить на спектакли, в такие дни билет стоит около 1,5 -2 тыс. рублей. Все деньги идут на постановку нового спектакля. Но есть в театре и проблемы. Рашат Файзрахманов предложил министерству культуры изменить план выпуска спектаклей в год. По плану театр должен выпускать четыре постановки, а в бюджете на 2011 год на один спектакль заложено 56 тыс. рублей.
Рашат Файзерахманов:
— Задумайтесь, о том, можно ли на эту сумму сделать постановку. В Челнах за 20 лет поставлено 80 спектаклей и 26 сейчас идут на сцене. Нам есть что показывать, но на то финансирование которое есть, тяжело выпускать 4 спектакля. Лучше сделать один достойный.
В целом театральный сезон 2010 года был признан успешным и насыщенным на события. Представители театров рассказали о своих премьерах, гастролях и успехах, а вот о проблемах говорить не слишком хотели. Хотя модератор встречи несколько раз пытался поднять тему молодых кадров. Но видимо этот вопрос работники культуры сочли не достаточно актуальным. Только директор Набережночелнинского государственного татарского драматического театра выступил за разговор о насущных проблемах театра, но его призыв никто не поддержал. Скорей всего никому не хотелось портить себе настроение.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: