В Кремниевой долине люди не бояться рисковать
В Кремниевой долине татарстанская делегация посетила университеты Стэнфорд и Беркли. Так, студенты из Стэнфорда известны созданием поисковой системы Google. Олег Синяшин, председатель казанского научного центра РАН, также посетивший штат в составе делегации из Татарстана, на брифинге отметил, что в России не хватает внятного законодательства, которое бы урегулировало вопрос интеллектуальной собственности.
Олег Синяшин:
— В Стэнфорде считают, что ими создано три большие компании поисковая система Google, «Техас Инвестенс» и «Амбризо». Мы заметили, что средства, выделенные на науку, не покрываются результатами инновационных продуктов. Самое главное, что в долине создаются условия, при которых люди не бояться рисковать и вкладывать деньги в стартапы. Сама среда заставляет людей работать на инновации, а все спорные вопросы решаются законным путем.
Мы познакомились не только с бизнес-структурами, но и с бизнес-проектами. Например, посетили компанию крупного игрока в сфере альтернативной энергетики, она производит солнечные батареи.
Может быть, то, что мы видели в США, нет смысла полностью повторять в России, но наиболее интересные моменты можно взять на вооружение. У нас есть сильные позиции и в образовании, и в венчурной сфере, и в промышленности. Можно их использовать и создать свою модель инновационной среды.
Ученый обратил внимание также не существующую в университетах Стэнфорда и Беркли систему лицензирования патентов. Так, в Стэнфорде существует лицензионное бюро, которое занимается продвижением научных разработок на рынок. Любой сотрудник вуза, если считает, что его разработку можно использовать в промышленности, может предложить ее внедрение. Если технология доказывает свою эффективность, то патентуется. После этого офисное бюро предлагает компаниям купить разработку. Появляющиеся после внедрения технологии роялти идут в бюджет вуза. В Беркли более гибкий подход, там группы компаний могут использовать технологии, не покупая лицензии, но имея при этом преференции по их внедрению.
В вузах Кремниевой долины бизнес и наука взаимодействуют
Ректор КФУ Ильшат Гафуров отметил, что образовательные направления калифорнийских вузов схожи с российскими, но система обучения у них разная. В Стэнфорде 7 тысяч студентов, 8 тысяч аспирантов и 1 700 преподавателей. Причем последние не читают лекции, там младшим курсам программу преподают студенты старших курсов, а старшим курсам — аспиранты, профессора только отслеживают их работу.
Ильшат Гафуров:
— Государство выстроило обучение, таким образом, что коммерцией выгодно заниматься и профессорам, большинство из них также крупные бизнесмены. Многие вузы имеют свои бюджеты развития, в то время как в Татарстане они есть только у федерального и двух национальных вузов. Процедура подготовки студентов тоже разная, например, их привлекают к научным экспериментам. Там существует большое проникновение бизнеса в научную среду и научной среды в бизнес.
Бизнес благодаря инвестициям платит меньше налогов при вложении в науку. Стэнфордский университет государство не финансирует, но выделяет помощь в виде грантов. Университет не платит налоги, сдает свои земельные участки в аренду, при этом фонд вуза составляет $ 15 млрд.
Ильшат Гафуров:
— Также стало ясно, что научный проект не может принести прибыль через 1−2 года после своего внедрения. Прямые доходы от науки в Стэнфорде составляют 5−6\%, и из 500 проектов удается реализовать только 10.
Ректор КГТУ им. Туполева Юрий Гортышов заметил, что вузы активно работают с финансами. Например, бюджет Стэнфордовского университета на 15\% состоит из платного обучения, 35\% — науки, 20\% — пожертвований, 30\% — средства, заработанные фондом. В Беркли вуз государственный, но доля государства там составляет только 16\%. Также ректора впечатлила серьезность отбора лучших студентов для обучения в бизнес-школе Стэнфорда — из всех желающих зачисляют только 3\%, не моложе 27 лет.
Культ толерантности — главный секрет Кремниевой долины
По словам Тимура Шагивалеева, председателя комитета по развитию малого и среднего предпринимательства РТ, главный секрет Кремниевой долины — культ толерантности к ошибкам в венчурных проектах. Там, если в биографии человека есть опыт создания своего проекта, то это воспринимается, как плюс.
Тимур Шагивалеев:
— В США финансировать крупные научные проекты начали после запуска СССР космического спутника. После этого каждый год правительство на инновации выделяет три млрд. долларов, но проекты инвестирует и частный капитал. В последние годы его доля увеличилась, а в 2008 году достигла 34 млрд. долларов. Наш комитет принял решение о предоставлении грантов начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства в размере 500 тысяч рублей. Всего на 2010 год запланировано выдать 200 грантов, общим объемом — 100 млн. рублей. Гранты могут получить студенты, которые получат поддержку своих идей в стенах родных вузов. Если у вас есть идея, то идите в деканат и получайте поддержку, чтобы потом получить финансирование по программе.
Искандер Муфлиханов, помощник президента РТ, в свою очередь, заявил, что по итогам визита президентом РТ дан ряд поручений. Готовится официальный протокол поручений профильным министерствам и ведомствам. Некоторые части инфраструктурной экосистемы Кремниевой долины могут быть адаптированы и применены в Татарстане.
Искандер Муфлиханов:
— Важно отладить взаимодействие между молодыми разработчиками идей, в том числе студентами, вузами и венчурными фондами. Цель — взять плюсы и самое лучшее из Кремниевой долины и создать инновационную экосистему на примере Калифорнии в Казани.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: