Новости
25 Ноября 2008, 09:46

IT-технологии на службе у медиков

Благодаря IT-достижениям медицинские учреждения могут не только существенно оптимизировать свою деятельность, но и значительно повысить качество обслуживания пациентов.

Об этом шла речь на VII Межрегиональной научно-практической конференции «Информационные и управленческие технологии в здравоохранении» в ГТРК «Корстон».

Александр Юртаев, начальник информационно-аналитического управления Аппарата Кабинета Министров РТ:

Среди всех министерств и ведомств, принимающих участие в построении глобальной государственной телекоммуникационной системы, объединяющей республику в единую сеть, Министерство здравоохранения Республики Татарстан — одно из самых «продвинутых» в этом смысле. Хотелось бы отметить, несмотря на кризис, который намного серьезнее, чем мы предполагаем, правительство республики считает, что информационные технологии должны развиваться еще эффективней. Внимание к ним будет более пристальным. Сейчас мы приступили к реализации отраслевых проектов. Надеемся, что проекты, касающиеся здравоохранения, окажутся «пионерными» не только в республике, но и в Российской Федерации.

Айрат Фаррахов, министр здравоохранения РТ:

— В республике взят курс на централизацию основных ресурсов, на создание единого телекоммуникационного пространства, что приведет нашу отрасль к качественно новому витку развития. Сегодня, когда острейшим образом стоит вопрос конкуренции, современные технологии являются тем самым ключом, способным обеспечить решение этих проблем.

Технологические и информационные решения, имеющиеся на вооружении в медицине сегодня, вызывают неподдельное восхищение тех, кто с ними сталкивается и работает ежедневно. Огромную, важную роль здесь играют специалисты здравоохранения, выполняющие функцию постановщика задач. Именно постановщика, а не заказчика. Роль, которая объединяет в себе знания в области информатизации, экономики и управления.

Автоматизировать архаичные, малоэффективные хозяйства нет смысла. Их надо приводить в соответствие с принятой государственной экономической моделью. Задач эта достаточно трудная, требующая профессионализма и удачных решений. Сегодня в здравоохранении информационные технологии получают бурное развитие и становятся важнейшим инструментом устойчивого развития и реализации государственной политики по обеспечению населения качественной медицинской помощью.

Медицинские информационные системы (МИС) позволяют полностью автоматизировать рабочие процессы лечебного учреждения — от графика приема специалистов до контроля состояния пациентов. Например, вот уже два года Республиканская клиническая офтальмологическая больница МЗ РТ успешно осваивает инновации. Первые выводы о целесообразности внедрения МИС можно уже делать на примере консультационной поликлиники, а к 2009 году на автоматизированную систему планируется перевести и сотрудников стационара.

О преимуществах современных технологий корреспондент TatCenter.ru побеседовал с главным врачом Республиканской клинической офтальмологической больницы МЗ РТ Айдаром Амировым.

— В первую очередь хотелось бы отметить несомненные плюсы автоматизации рабочих процессов. В отличие от других медицинских учреждений, где истории болезни пока еще ведутся в бумажном виде, у нас создана и успешно функционирует электронная база данных. Это удобно и врачу, и пациенту. Мы в любой момент можем ознакомиться с историей болезни вне зависимости от того, где он до этого лечился.

Наша система предполагает сохранение всех личных данных пациента на протяжении всей его жизни и передачу их, при необходимости, в другое лечебное заведение республики. Допустим, человек наблюдался у врачей в своем городе несколько лет, затем был направлен в нашу клинику, и, поскольку все обследования были сделаны по определенным стандартам, нам не составит труда проследить весь путь его лечения.

Если пациент прооперировался, вернулся на родину, то врач в районной поликлинике сможет убедиться, правильно ли поставил предварительный диагноз, помогло ли это пациенту, скорректировать дальнейшее лечение или необходимые процедуры. И даже если через несколько лет возникнет неприятная ситуация, всегда можно посмотреть причины, травма ли это или неправильное лечение. В течение трех секунд одним нажатием клавиши можно узнать всю историю болезни.

— А разве это было невозможно, когда история болезни была «бумажная»?

— Нет. Дело в том, что на руки пациенту его историю болезни выдавать врач не имеет права. Той информации, которая выходит за пределы клиники, порой недостаточно для постановки правильного диагноза.

Кроме того, автоматизация имеет и другие положительные стороны. Сейчас мы добиваемся стандартизации медицинских подходов. Доктора обязаны проводить все необходимые процедуры, которые сопровождаются огромным количество «писанины». Автоматизация позволяет сократить объем этих работ, возлагая часть груза на средний медицинский персонал. Освобождается время для непосредственного обследования и лечения пациента. Руководитель и всевозможные контролирующие органы имеют возможность в любой момент оперативно ознакомиться, все ли стандарты обследования были выполнены, правильно ли было назначено лечение, все ли назначено.

Программа позволяет упорядочить и поток посетителей поликлиники. На каждого пациента выделяется необходимое время. Соответственно, доктор уже не сможет принять вне очереди, и жалобы на то, что народ проходит без очереди, прекратились. Программа четко распределяет пациентов по времени. Анализы УЗИ, к примеру, теперь остаются в базе данных, и пациент не сможет забыть их дома, направляясь в поликлинику.

Еще один плюс — ведение статистики. Я в любой момент могу сказать, сколько обратилось пациентов и с какими заболеваниями, какие были назначены препараты, какой результат лечения. Статистика — очень серьезная вещь. Если раньше для того, чтобы сделать какие-то аналитические выводы, люди просиживали днями и ночами в архивах, то сегодня достаточно одного компьютера. Кроме того, система позволяет вести учет препаратов и проведенных процедур.

В конечном итоге мы знаем, сколько потратили времени на каждого пациента, государственных денег, конечную стоимость лечения, что весьма важно для Фонда обязательного медицинского страхования. Так что программа имеет и экономическую целесообразность. Наши информационные ресурсы и накопленные данные открывают широкие возможности для научной деятельности. Так, неоднократно я уже принимал участие в международных конференциях с докладами.

— Надежно ли защищен такой важный информационный ресурс?

— У каждого сотрудника свой уровень доступа. Врач может получить информацию только о своем пациенте. Главное, никто не может ее изменить. Если «бумажную» историю болезни можно переписать, то здесь этого сделать нельзя. Система устроена так, что пришлось бы переписывать всю программу с данными о десятках тысяч пациентах. Информацию можно только добавлять и дописывать.

— А вдруг случится так, что сервер вышел из строя?

—  Нет. На этот случай у нас два сервера, и вся информация дублируется. Единственное, что может произойти — это отключение электричества. Но и без компьютеров в темноте никто прием вести не будет. К счастью, такое случается крайне редко. Защита данных — это была первоочередная задача, вторая — бесперебойная работа техники. Сейчас мы становимся буквально «заложниками» своей программы, никто уже не хочет заполнять историю болезни в трех экземплярах вручную. Наша специальность настолько высокотехнологична, что на сегодняшний день врач, вооруженный скиаскопической линейкой и таблицей Сивцева «ШБ», уже ничего не сможет добиться в диагностике.

— Не возникнет ли разночтения программ с коллегами из других регионов?

— Когда встал вопрос об автоматизации процессов, рассматривались и зарубежные аналоги, но они оказались не адаптированы к российским условиям. Тогда мы обратились в одну казанскую компанию и написали свою программу, соответствующую при этом европейским стандартам. Обеспеченность компьютерами у нас 100-процентная, даже у сестры-хозяйки имеется. В целом, система очень проста в обращении, ее смогли без труда освоить все сотрудники. Но об этом вам могут рассказать те, кто работает с программой ежедневно.

Эльмира Абдуллаева, заведующая консультативной поликлиникой:

— Я считаю, что все специалисты нашей отрасли должны уметь работать на компьютере. Овладение этими знаниями и внедрение программы прошло у нас очень быстро и без сложностей. Система значительно облегчила нашу работу: время, которое уходило у врача на заполнение документации, сократилось в несколько раз. Допустим, пришел пациент в регистратуру, здесь на него заводится электронная карточка. У регистраторов на экране имеется окошечко, в котором он видит, какой специалист и во сколько, может принять пациента.

Далее, больной попадает к медсестрам на диагностику. Те, в свою очередь, вводят данные его анализов. И когда пациент попадет к врачу, у него открывается окошечко уже с готовыми данными. Доктор, осмотрев пациента, с помошью словарика, лишь одним кликом мышки составляет перечень жалоб и анамнез. Словарик терминов и фраз, кстати, мы составляли себе сами. Когда осмотр заканчивается, врач распечатывает составленную табличку, одну вклеивает в карточку, другую выдает пациенту. Вся информация автоматически попадает в базу данных, и при следующем посещении пациента врач может быстро ознакомиться с предыдущими его обращениями.

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: