1-ый Международный саммит исламского бизнеса и финансов прошел в Казани в 2009 году. Форум этого года получил упрощенное название, но направлен на решение более сложных задач. В прошлом году он был необходим как площадка для налаживания международных деловых связей, а также изучения перспектив ведения бизнеса в рамках исламской экономической модели. Сейчас, когда интерес к новой, принципиально отличающейся от западной, финансовой системе стремительно растет, а исламский банкинг развивается во всем мире, в числе задач саммита — определение стратегических перспектив развития международных экономических отношений между Россией и мусульманскими странами и выработка рекомендаций в области функционирования Исламской финансовой системы.
Инвестиционный форум KAZANSUMMIT 2010 откроет Президент Татарстана Рустам Минниханов. После вступительного слова главы республики выступит экс-Премьер-министр Малайзии Махатхир Мохаммад.
Искандер Муфлиханов:
— Махатхир Мохаммад — ключевая фигура нынешнего Казанского саммита. Это легендарная личность, человек, названный «отцом малазийского чуда». Люди одного поколения: известный бывший Премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю и Махатхир Мохаммад одновременно руководили соседними государствами и приводили их к успехам, впоследствии привлекшим внимание всего мира.
Участие в Казанском саммите принимают многочисленные гости из зарубежных стран, причем не только мусульманских: интерес к исламской модели финансовой деятельности проявляет и западный мир, в частности в Казань прибыли члены Палаты Лордов Великобритании, посол Люксембурга в России. С этим государством у нас схожие планы: если Люксембург хочет позиционировать себя как центр исламских финансов в Европе, то в России эту роль будет играть Татарстан.
В последние годы рынок исламских финансов растет. До кризиса его доля составляла порядка 25−30% в общем объеме, сейчас рост продолжается. В России рынок финансовых и банковских услуг данного сегмента, по предварительным подсчетам, составляет около 7 млрд. долларов в год. Товарооборот увеличивается и в данной тенденции не приходится сомневаться, учитывая численность российской уммы, а это порядка 20−25 млн. мусульман.
Мир резко повернулся к исламским финансам после кризиса, когда традиционная схема товарно-денежных отношений себя дискредитировала, а страны, где эти отношения строились по законам шариата, продемонстрировали свою неуязвимость: их кризис не коснулся, более того, устойчивость исламской системы на общем фоне подтвердила невозможность подобного финансового кризиса как такового.
Товарно-денежные отношения, построенные на основе законов ислама, обеспечивают незыблемость собственности, не допускают обнищания населения и в рамках освоения данной системы принципов чрезвычайно важно осознание их фундаментальной мировоззренческой основы.
Потому и освоение системы исламских финансов — это весьма непростой процесс, не допускающий механического заимствования и перенесения принципов товарно-денежных отношений одной страны в контекст финансовой жизни другого государства. Прежде чем использование подобного опыта станет возможным и продуктивным, общество должно созреть, достичь определенного культурного, морального уровня.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: