В июле 2014 министр внутренних дел Татарстана Артем Хохорин заявил, что в республике ликвидирована экстремистская группировка «Исламский джамаат». Силовикам удалось задержать всех причастных к поджогам церквей осенью 2013 года, в том числе, лидера группировки — Раиса Мингалеева.
Тогда на пресс-конференции министр МВД РТ говорил о том, что теперь ситуацию в республике можно назвать «контролируемой и достаточно спокойной».
Именно это радикальное объединение в 2013 году заставило Татарстан вновь заговорить о терроризме. После покушений на муфтия республики и убийства его заместителя 19 июля 2012 года в республике на время забыли о религиозном экстремизме, пока осенью 2013 года не заполыхали сразу семь православных храмов.
На пресс-конференции было озвучено, что до конца 2014 года в республике будет продолжена работа по привлечению к уголовной ответственности всех членов еще одной экстремистской организации — «Хизб ут-Тахрир». По информации Артема Хохорина, на скамье подсудимых оказались несколько десятков человек. При этом была четко установлена их взаимосвязь с запрещенной в стране исламистской организацией — все тем же «Чистопольским джамаатом».
Слово министр внутренних дел Татарстана сдержал — нынешней осенью в республике были задержаны восемь членов этой террористической организации. МВД провело спецоперацию, в ходе которой по 20 адресам было изъято большое количество пропагандистских материалов организации на бумажных и магнитных носителях, а также компьютерах.
Стали известны и имена всех восьми человек — 36-летний Азат Адиев, 29-летний Асгат Хафизов, 40-летний Альберт Валиуллин, 26-летний Рузиль Давлетшин, 27-летний Ленар Саитов, 24-летний Тимур Узбеков, 28-летний Радик Зарипов, 28-летний Павел Хевронин. Все задержанные имеют от одного до четырех несовершеннолетних детей, при этом из восьми человек место работы имеют лишь двое.
«Чистопольский джамаат» можно считать ликвидированным. Задержано 24 человека, им предъявлены обвинения по статье «Организация террористического сообщества» и по ряду других тяжких преступлений, всего более чем по 50 эпизодам", — заявлял министр внутренних дел Татарстана.
Группировку признали виновной и в обстреле из ракетной установки «Нижнекамскнефтехима» 17 ноября 2013 года. Впервые после случившегося в республике, охваченной горем после трагедии в казанском аэропорту, о том, что произошедшее — теракты, заявил прокурор Илдус Нафиков. Он собрал журналистов на экстренную пресс-конференцию, во время которой заявил, что «на территории республики действует организованная группа экстремистов». Население республики хотят запугать, говорил прокурор.
«Статья 205 УК РФ предусматривает взрывы, поджоги с целью устрашения населения. Поджоги в данном случае наличествуют, как и попытка устрашить население, расшатать межконфессиональный и межнациональный мир», — сказал тогда Илдус Нафиков.
Позже стало ясно, что к преступлениям причастны молодые мужчины в возрасте от 22 до 35 лет, исповедующие нетрадиционный для Татарстана ислам. Все они были задержаны и дали признательные показания.
МВД Татарстана заверяет, что обстановка на данный момент стабилизировалась. Обстановка стабилизировалась, хотя есть мнение, что достичь абсолютной стабильности в плане межнациональных отношений в такой многонациональной республике практически невозможно. Ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин в интервью порталу TatCenter.ru говорил, что «в век глобализации создать какой-то островок благополучия в настоящее время довольно сложно».
Радикалы, которых МВД контролирует и задерживает, — в большинстве своем, не приезжие из-за границы террористы, а выходцы из Татарстана. Эти люди разделяют экстремистские призывы организации и готовятся совершать преступления против своих соотечественников. Так почему же чуждые республике радикальные идеи находят отклик среди татарстанцев?
Доцент кафедры конфликтологии отделения социально-политических наук КФУ и сотрудник Центра медиации, урегулирования конфликтов и профилактики экстремизма вуза Резеда Галихузина считает, что причиной участия в радикальных движениях чаще всего бывает недовольство своим статусом в обществе, качеством жизни.
«Необходимо отметить общую беду, которая характерна для Татарстана — незнание. Также это возможно распространить на правовую неграмотность, ведь молодые люди, вступающие на этот путь, не осознают, что их действия противоречат и нормам ислама и, в большей степени, этике. Потому что они не осознают степень опасности совершаемых ими деяний.
Большое влияние оказывает религиозная непросвещенность нашего населения. Любые идеи, сказанные очень грамотно, лаконично и доказательно, попадают в сознание людей. Они начинают сравнивать с тем, что происходит в Татарстане, например, такие проблемы, как та же коррупция. Нерешенные социальные проблемы толкают людей на путь экстремизма. Они пытаются доказать, что есть реальные инструменты, которые могут решить эти вопросы. Выход в служении Аллаху, религиозным законам. То государство, которое они хотят построить, поможет им решить все те проблемы, которые современное правовое государство решить не может.
Естественно, им такой путь видится наиболее оптимальным. Тем более, если люди искренне верующие, но не знающие канонов ислама, — они испытывают к таким идеям большую симпатию", — рассказала ученый в интервью порталу TatCenter.ru.
По мнению психологов, причины, заставляющие людей вставать на путь терроризма, могут быть как личностными, так и чисто социальными. В частности, это низкостатусное положение группы, отсутствие надежды на ее социально-экономическое благополучие, разрушение традиционной системы ценностей.
На внутриличностном уровне они приводят к фрустрации, кризису культурной идентичности, говорят психологи. В случае экстремизма, такие люди придерживаются позитивной идентичности «строителей будущего».
Известны случаи, когда местных жителей вербуют в экстремистские организации, находящиеся за пределами страны. Таким наемником оказался и татарстанец Ирек Хамидуллин. Он принимал участие в военных действиях в Афганистане, где и встретился впервые с идеологами псевдоисламских убеждений.
Попав под их влияние, поменял свои убеждения и стал проводником экстремистских идей, дискредитирующих ислам. Ирек Хамидуллин в дальнейшем так и не сумел отойти от своих ложных убеждений, пишет издание Islamreview.
Как и обычные адепты псевдоисламских радикальных трактовок, он не был особо сведущ в основах ислама, перейдя к отождествлению его не с духовными ценностями, а с насилием и террором, чем часто манипулируют в политических целях.
Сначала он попробовал себя в действующих боевых отрядах террористов, а затем и сформировал свои собственные.
Начал он свой путь в качестве боевика на территории Афганистана во время советской военной кампании в этой стране. Вернувшись в Набережные Челны, пытался заняться бизнесом, однако стать предпринимателем у него так и не вышло. Затем Хамидуллин отправился на Северный Кавказ, где примкнул к боевикам, пытавшимся реализовать планы по дестабилизации обстановке в стране.
Изначально у Хамидуллина сложились доверительные отношения с лидером подпольного движения Хаттабом. Однако впоследствии он сбежал из региона, не сумев договориться с опасным боевиком, устроившем расправу над 15 соратниками Хамидуллина, которых заподозрил в работе на российские власти. Но самому ему удалось спастись.
Позже Хамидуллин приезжает в Татарстан, где агитирует молодых ребят на террористическую деятельность. Он вывозит их в Афганистан, но на границе с Таджикистаном их задерживают и подвергают пыткам боевики «Исламского движения Узбекистана». Как и прежде, Хамидуллину удается избежать расправы, и он спасается бегством.
В 2002 году он принимает участие в организации так называемого «Исламского джамаата», последователи которой, прячась в Боровецком лесу, убивали прохожих.
Участников группировки начали арестовывать в 2004, полностью уничтожив в 2008 году.
Впоследствии он снова оказывается в Афганистане, где вступает в ряды «Аль-Каиды». Благодаря личной поддержке Усамы Бен Ладана он создает из выходцев российских регионов отдельный отряд, получивший название «Булгарский джамаат».
Невероятное везение, сопутствовавшие Хамидуллину на протяжении всех его действий в направлении террористических провокаций, специалисты связывают с американскими спецслужбами, поддерживающими радикальные исламские объединения, которые используют в целях политического уничтожения противников.
Парадокс в том, что в данный момент власти Америки судят Ирека Хамидуллина за террористическую деятельность на территории Афганистана. За участие в заговоре с целью использования оружия массового уничтожения в рамках американского законодательства ему грозит смертная казнь. По всем остальным статьям — пожизненное заключение.
По мнению ректора Российского исламского университета Рафика Мухаметшина, причина в радикализации ислама — внешняя. Если бы на религию не оказывалось такого давления извне, мир был бы другим, считает он.
«Радикализация — это, к сожалению, объективный процесс. Она связана с тем, что во всем исламском мире идут очень непростые процессы, идет переформатирование политических институтов. Исчезли, точнее уничтожены традиционные для мусульманского Востока политические системы в Ираке, Ливии. В планах США и Европы сейчас уничтожение Сирии. Весь мусульманский Восток сегодня очень сильно подвержен радикализации. Естественно, отголоски этих событий никак не могут обойти Россию», — уверен Рафик Мухаметшин.
Единственным решением этой сложной проблемы может быть только образование. И начинать нужно с подростков, наиболее подверженным влиянию старших, а тем более — в селе, где часто роль имамов, которые просто не едут работать далеко в деревню, могут занять пропагандисты псевдоисламских ценностей.
«В семье у нас есть старшее поколение, которое несколько нейтрально к религиозным течениям. Молодые люди более устремлены к познаниям, поэтому, если в семье есть некое непонимание, нет должного авторитета родителей, которые, возможно, не чтут каноны ислама, то дети начинают слушать кого-то другого. Поэтому в качестве авторитета они выбирают тех самых лжепроповедников, которые предоставляют им необходимую информацию.
В Татарстане проводится достаточно масштабная работа по распространению традиционной для татарского народа идеи — ханафидского масхаба, практически при каждый мечети действуют школы. Я думаю, необходимо привлекать ту молодежь, которая еще воспринимает новую информацию — от 14 до 30 лет. Другой вопрос, что, возможно, в медресе испытывают определенные сложности финансового характера, кадрового потенциала, наверное, не всегда хватает, особенно в деревнях. Эта работа ведется сельскими жителями преклонного возраста, поэтому глубина их познаний не столь соответствует тем настроениям, которые присущи молодому поколению.
Я думаю, что внимание нужно уделять сельским ребятам, которые более подвержены влиянию из-за того, что там элементарно не хватает молодых имамов.
В городских условиях вопрос пропаганды традиционного для нашего региона ислама более успешно поставлен", — говорит Резеда Галихузина.
Фото: islam-today.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: