Агентство инвестиционного развития, пожалуй, проводят одни из самых неформальных коллегий среди татарстанских ведомств. 6 февраля в холле ИТ-парка ведомство организовало выставку, разделенную на несколько зон — Исламский мир, Азия, Европа и Америка, и у каждой из них стояли девушки, которые, видимо, символизировали эти регионы: первая — в хиджабе, европейка — в баварском национальном костюме, а американка была в костюме в стиле вестерн, с револьвером в руке.
«Ну что, все летаете, Талия Ильгизовна? Наверное, весь мир облетели? — спрашивают меня коллегии. Еще не весь, — отвечаю я. Зато мы сделали 90 презентаций Татарстана за рубежом, приняли более 60 иностранных делегаций в республике и сегодня у нас 90 проектов в стадии разработки по итогам визитов. И это, несмотря на то, сколько преград стоит в отношениях Татарстана и инвесторов», — начала свой доклад глава АИР Талия Минуллина.
Под преградами она имела в виду «непростую международную обстановку», «санкции» и «мировое заражение экономической крови». Она отметила, что общие инвестиционные потоки в мире сократились.
«Татарстан всегда был в мировом тренде. Этот раз — не исключение, только тренд — негативный», — сказал Минуллина.
Иностранные инвестиции в Татарстан снизились на 13,5\% (хотя большинство республиканских СМИ написали о 20\%-ом сокращении) — с 488 до 422 млн долларов, по прямым иностранным инвестициям — падение в два раза. Все же привлечено 670 млрд рублей (+12,5\%) — по словам Минуллиной, этими средствами «можно снабдить хлебом всех казанцев на четыре года».
Инвестиции в основной капитал из внебюджетных источников за 9 месяцев составили 355 млрд рублей (в этом случае рост — в 2015 году было 336 млрд рублей). 74\% всех инвестиций приходятся на Елабужский район, еще 20\% — на Челны.
В минувшем году в Татарстан впервые поступили инвестиции из ОАЭ (Emaar Properties). Впервые за 25 лет инвестировала компания из Южной Кореи — Apollo Co., Ltd — в феврале открывается ее завод запорной арматуры, инвестиции составили 10 млн долларов.
«Проект сильно зависел от сбыта „Татнефти“. Вообще, сбыт — ключевой вопрос о принятии решения об инвестировании. Если инвестор не может продать, то он не будет и производить. Поэтому многое зависит от крупных предприятий, и мы активно продолжим работу по поставщикам», — сказал Минуллина.
Эту проблему отметил и глава постоянного представительство МВФ в РФ Габриэль Ди Белла. Он заявил, что в России большой рынок, посоветовал Татарстану сконцентрироваться на экспорте и углублять цепочку создания ценностей — инвесторы часто жалуются на недостаток местных поставщиков.
Минуллина рассказал о нескольких проектах, которые находятся в стадии разработки. Так, в Челнах может стать резидентом ТОР китайская компания по производству дорожно-строительной техники LiuGong, иранская Golrang и австрийская Lohmann & Rauscher, которая планируют выпускать лекарства. Готовят документацию для резидентства белорусская компания СТиМ, а турецкая KSB — главный поставщик Adidas и Nike — уже подписала соглашение о сотрудничестве.
Представитель давнего иностранного инвестора в Татарстан, одного из первых резидентов ОЭЗ «Алабуга» Аir Liquide Дмитрий Кузнецов поделился опытом взаимодействия с республикой. Сначала он рассказал о преференциях, которые получила компания — например, бесплатное подключение к электросетям в «Алабуге» и нужное помещение для завода в «Химграде», а позже раскрыл подробности новых инвестпроектов.
Так, французская компания планирует снабжать шесть крупных клиник медицинским кислородом, а также есть идеи сотрудничать с «Казанькомпрессормашем» по локализации производства оборудования. Кузнецов рассказал и о проблемах.
«Одна из главных проблем — получение разрешения на строительство. Проводится церемония открытия, а разрешение получено за день до этого, все мы знаем такую ситуацию. Подключение к электрической инфраструктуре — в крупных городах, как в Казани право подключить кабель стоит сравнимо с постройкой завода. Конечно, еще кадастровые вопросы», — рассказал заместитель генерального директора Air Liquide в России, отмечая, что Татарстан «иногда находит в несовершенном правовом поле такие механизмы, которые позволяют инвесторам осуществить задуманное».
По его словам, есть два типа реакции на инвестиционное предложение — «Да, но…» и «А что если…». «В Татарстане мы всегда слышим «А что если», — отметил Кузнецов.
Схемы АИР работают не всегда. Так, на встречах с руководством «Боинга» агентство не дошло до конкретного проекта, но АИР вышел на другого потенциального инвестора, готового вложиться в дом занимательной науки и техники.
«Здорово хвалить агентство, в котором работаешь. Я считаю, что мы провели серьезную работу в 2016 году, а нас ведь всего 30 человек. Но есть и откровенные недоработки, за которые мне правда стыдно. Это ГЧП», — заявила Талия Минуллина.
По ее словам, в силу вступил соответствующий закон, но он не реализовывался. Другая проблема — по упаковке проектов, но ее будет решать подведомственное АИРу АО «Проекты Татарстана», зарегистрированное в январе этого года. На создание новой структуры, кстати, из Резервного фонда кабмин РТ выделил 10 млн рублей.
Еще одним инструментом привлечения инвесторов в 2017 году станет проведение на KazanSummit выставки Russian Halal Expo и юридического форума с участием специалистов транснациональных компаний.
Премьер-министр РТ Ильдар Халиков, оценивая работу Минуллиной в прошлом году, отметил, что «результат есть, но мы не удовлетворены, как организованы процессы». Он добавил, что ведомство в 30 человек, привлекающее миллиардные инвестиции — это абсолютный миф: работают все министерства, главы муниципалитетов, а у АИР только функции по координации и продвижению.
При этом Халиков остался удовлетворен работой ОЭЗ «Алабуга» (как и в целом работой производственных площадок — их оборот составляет около 150 млрд рублей, или 7−8\% ВРП) и надеется на такую же работу в Набережных Челнах. Он заявил, что в этом полугодии будут озвучены крупные проекты ТОРа.
«Именно инвестиции определяют будущее территории. Татарстану есть, чем гордиться — по объему инвестиций в основной капитал мы являемся третьими по стране. При этом сам показатель достаточно высокий, хорошая пропорция между объемом и ВРП», — сказал Халиков.
Илья Иванов
Фото: пресс-служба президента РТ
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: