Статистика знает все.
«12 стульев» (И.Ильф, Е. Петров)
Эти преимущества хорошо усвоили европейские и американские онлайн- покупатели. Как сообщает Cnews.ru, в 4 квартале 2003 года в Северной Америке интернет-покупок было совершено на $ 17,2 млрд. При этом интернет-шопинг составляет более 10% в общей структуре американского ритэйла (www.dsa.org).
Интернет-покупатели за рубежом особенно активны в предпраздничные периоды, причем активизируются они раньше обычных покупателей. По данным www.shop.org, 98% торговых компаний США ожидают роста продаж в ходе подарочных закупок, при этом 32% интеренет-покупателей планируют сделать в Интернете большую часть покупок. Более раннюю активизацию интернет-шоперов можно объяснить нехваткой времени у клиентов обычных магазинов. Для подарочного похода (как и для любого шопинга) необходимо специально выделять время, которого у работающих людей, естественно, нет. Приходится все откладывать до последнего дня.
88% клиентов интернет-магазинов США планируют интенсивнее покупать в Интернете. Вероятно, это те же 88%, что удовлетворены опытом онлайновых покупок. С таким положением вещей связан оптимизм исполнительного директора www.shop.org Чака Дэвиса, который утверждает, что «онлайн-сектор превращается для потребителей в первую и конечную точку шопинга».
Этот оптимизм применим к российской действительности в меньшей степени. Шведские 79% интернет-проникновения (по данным ФОМ) против российских 15% очень четко указывают на наше сегодняшнее место в «электронных» сторонах жизни. Забавно, что это даже меньше, чем у Бразилии (16%). Однако хотелось бы разобраться с такой животрепещущей для всякого провинциала проблемой, как разница в развитии «чего-бы-то-ни-было» между столицей и провинцией.
Последние отчеты ФОМ относительно состояния дел в Рунете при внимательном рассмотрении дают богатую пищу для размышлений. С точки зрения развития интернет-шопинга нас будут интересовать две цифры — процент от общего количества интернет-пользователей в РФ и индекс проникновения. В Москве первая цифра — 19%, в ПФО — 17%. В абсолютных цифрах разница тоже небольшая — 3,3 млн. против 2,9 млн. соответственно. В проценте проникновения разница, естественно, существенная — за последние 2 года рост в Москве составил 13% (с 27% до 40%), в ПФО — только 7% (с 5% до 12%). Стоит учесть, что и населения в ПФО побольше.
Если же мы сравним уровень развития электронной коммерции, в частности — количество интернет-магазинов со столичной и региональной географической «привязкой», то разницу можно не только высчитать, но и интуитивно почувствовать.
Как и во всех вопросах, связанных с куплей-продажей в проблеме интернет-шопинга, в регионах можно выделить объективные экономические аспекты и аспекты потребительских психологических привычек и верований. К объективной стороне относятся вопросы цены, доставки, сервисного обслуживания, к субъективной — вопросы доверия и удобства. Вопрос об ассортименте можно отнести к «пограничным».
Цена
Цена — то, чем необходимо пожертвовать для приобретения единицы товара, услуги.
«Экономическая теория» (учебник для вузов)
Более низкую цену на товар в интернет-магазине можно считать общим правилом. Бизнес интернет-магазина строится на сложной логистике, выгодных отношениях с поставщиками за счет масштабов бизнеса и экономии на обычных для офлайновых магазинов расходах. К таким расходам относятся: аренда торговых площадей, оформление витрин, что становится особенно затратным при торговле крупногабаритным товаром (книга и газовая плита — очень разные вещи не только вообще, но и с точки зрения логики продаж) и пр. Склады нужны любому магазину, но настоящему виртуальному магазину кроме склада и «подсобки» ничего не нужно. На заре российского интернет-шопинга не нужно было даже этого. Озон.ру делал деньги на информации в чистом виде, собирая заказы и пользуясь чужыми складами, но в какой-то момент иметь свой склад стало выгоднее, поскольку повышалась скорость доставки.
На сегодняшний день в столичных интернет-магазинах наметилась тенденция выхода в офлайн. Так, один из крупных торговцев бытовой техникой Холодильник.ру уже имеет в Москве семь магазинов под собственным лейблом. В противовес этой тенденции происходит блокировка «ортодоксальных» интернет-магазинов Bolero.ru, Dostavka.ru, Megashop.ru и Wstore.ru в рамках холдинга eHouse (с момента создания холдинг существенно вырос как по количеству участников, так и по оборотам и доле рынка). Сохранение и укрупнение в пределах Сети позволяет сохранить вышеуказанные преимущества, но выход в офлайн позволяет приобрести новых клиентов и расширить инструментарий для повышения лояльности бренду. Низкие цены при этом можно держать за счет высоких объемов продаж. Что из этого лучше для клиента — решит сам клиент.
Нам же следует обратить внимание на то, что региональные интернет-магазины развиваются принципиально иначе. Они «растут» из офлайна. В качестве примеров можно привести Казанский ЦУМ (www.kazantsum.ru) и сеть «Александр ЛТД» (www.alexltd.ru). Мировая статистика показывает, что только около 40% таких магазинов окупаются. Заметим, что выгадать по ценам здесь у покупателя не получается, но получается выгадать по сэкономленному времени и энергозатратам (включая бензиново-транспортные расходы). Этот пункт подтверждается статистически: известно, что 80% покупок в Интернете совершаются в рабочее время. Покупатель умный, он не хочет тратить нерабочее время на езду по плохим дорогам и общение с назойливыми продавцами-консультантами. Тем более что дополнительные ценовые удобства, связанные с кредитованием потребителей, оплатой в рассрочку, сервисным и гарантийным обслуживанием, скидками и распродажами в интернет-магазинах ничем не отличаются от аналогичных опций обычных магазинов.
Сегодня существует около 10 форм оплаты интернет-покупок, многие магазины принимают оплату через курьерскую службу,
Доставка
Утром деньги — вечером стулья…
«12 стульев» (И.Ильф, Е. Петров)
Очевидно, что в доставке — суть превосходства столичного потребителя перед провинциальным. В пределах территории РФ, ограниченной МКАД, доставка бывает очень быстрой (в день заказа, особенно если это касается продуктов
Изначально более низкие цены интернет-магазинов позволяют компенсировать затраты на доставку в регион, когда речь идет о небольших традиционных для Интернета товарах — книгах, дисках, постерах, сувенирах. Когда же нужно доставить более дорогой и габаритный продукт (домашний кинотеатр, тренажер, колье, ноутбук) и не куда-нибудь, а во Владивосток — опасения клиента существенно возрастают. Решение содержится в самих продуктах: они однотипны, производители (часто — они же поставщики) одни и те же, что для москвичей, что для казанцев с челнинцами. Поэтому федеральные магазины могут запросто опираться на местные розничные сети, повышая, таким образом, не только надежность, но и скорость доставки. Ясно, что цена доставки при этом уменьшается. В Татарстане такая схема используется продавцом шин и дисков www.exist.ru в альянсе с ЗАО «Идеал Моторс» (www.automarket.ru), магазином бытовой техники www.holodilnik.ru с сетью «Ваш дом», продавцом офисной мебелью www.felix.ru и др.
Это, пожалуй, самый удобный для покупателя вариант, но не самый распространенный. Доставить до клиента его покупку интернет-продавцам помогают традиционные службы доставки,
такие как Спецсвязь, Международный почтамт или Почта России, а также относительно недавно появившиеся специальные службы типа Скорохода (входит в холдинг eHouse). При отсутствии договоренностей с региональными торговыми сетями заказ из столичных интернет-магазинов идет 1−2 недели в лучшем случае.
Доверие и удобство
Товар — вещь, обладающая определенной ценностью, которую можно увидеть и потрогать…
«Экономическая теория» (учебник для вузов)
Желание убедиться в качестве товара лично свойственно всем покупателям. Программисты уже ломают головы, как передать тактильные ощущения и запахи в электронном формате (в этой области есть интересные решения для интернет-магазинов тканей, что делать с запахами, кажется, пока не придумали, но парфюмеры не устают осваивать Сеть). Кардинально это свойство покупателя изменить трудно, но возможно. Например, для оптовиков и вообще для всех, кто имеет дело с товарами, торгуемыми на товарно-сырьевых биржах, принятие решений исходя из описания товара — норма ежедневного труда. Но это формат B2B, который мы здесь не рассматриваем. Первое приближение к решению проблемы доверия выражается в наличии у интернет-магазинов офисов, телефонов и живых консультантов. Бизнесы, начавшиеся как онлайновые в чистом виде, укрепляют доверие потребителя через создание обычных магазинов со своим лейблом или сотрудничество с обычными торговыми сетями. Для местных магазинов, развивающихся из офлайна в онлайн доверие к интернет-магазину равнозначно доверию офлайновому продавцу.
Однако единственное, что может здесь действительно приниматься в расчет, так это позитивный опыт взаимодействия с интернет-торговцем, его «кредитная история». Поэтому большее доверие вызывают старые проверенные годами магазины, о репутации которых можно узнать из СМИ и проконсультироваться у знакомых. Несмотря на всю сложность виртуального перемещения денег и товаров, электронная торговля принципиально от других типов торговли не отличается, разве что продавец в большей степени зависит от доверия клиента, ведь для того чтобы покинуть непонравившийся магазин, интернет-покупателю достаточно пары минут.
Удобство же интеренет-шопинга заключается в той же скорости, ненавязчивости консультантов (ICQ-консультантов легко игнорировать) в возможности спокойно определяться с выбором в любое время дня и ночи. И вообще в возможности освободить свой транспорт от лишнего пробега, а свое нерабочее время — от сомнительного удовольствия поездок по магазинам.
Ассортимент
Понятие «интернет-магазин» совершенно необоснованно связывают почти исключительно с торговлей книжками и дисками. Эти и другие подобные продукты были первыми товарами интернет-продавцов лишь исторически. Сегодня в Рунете можно купить мебель (www.felix.ru, www.promebel.ru), бытовую технику (www.003.ru, www.alexltd.ru, www.holodilnik.ru), еду (www.vigodno.ru), одежду, товары для детей (www.kenga.ru, www.lisenok.ru), сувениры (www.suvenirki.ru), ювелирные изделия (www.585.ru), парфюмерию (www.aromat.ru)
В Татарстане интернет-магазины географически в основном привязаны к Казани и Набережным Челнам, а среди продукции чаще всего можно встретить бытовую технику, автомобильные запчасти и мебель. Есть также поисковые и справочные сайты по товарам и ценам, которые могли бы при определенной доработке стать магазинами.
Сегодня в этом направлении могут быть приняты два решения: либо местные ритэйлеры встраиваются в региональные стратегии столичных интернет-магазинов, что может, в частности, выражаться в смене лейблов; либо появятся региональные предприниматели, которые будут осваивать схемы интернет-торговли, отработанные в столицах и на западе, заново проходя путь столичных интернет-магазинов. Ве роятно, на второй вариант уже нет времени, за исключением разве что каких-то нишевых магазинов с такими интересными специализациями, как, например, магазин для левшей (www.lefthandshop.ru).
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: