В первом полугодии 2010 года объем контекстной рекламы вырос на 40\%, медийной на 20\%. Такие данные приводит Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). В исследовании американской Comscore говорится, что Россия занимает четвертое место по количеству пользователей Интернет в странах Европы после Германии (40 млн.), Великобритании (36,8 млн.) и Франции (36,3 млн.). По мнению аналитических компаний, в том числе Фонда «Общественное мнение», на сегодняшний день Интернетом в России пользуется одна треть жителей, то есть более 33 миллионов человек. Около 60\% пользователей имеет высшее или незаконченное высшее образование и почти половина может похвастаться высоким доходом.
Как сообщает министерство информатизации и связи РТ, общее количество пользователей доступа в сеть Интернет с использованием всех технологий проводного и беспроводного доступа на территории Республики Татарстан составляет 1 млн. 600 тыс. Общий объем Интернет-трафика, потребленного пользователями по сетям передачи данных операторов связи Республики Татарстан по данным на 1 июля 2010 г. составил более 4 Тб.
— Уровень обеспеченности домохозяйств услугами широкополосного доступа в Интернет на территории республики составляет 55\% при среднем уровне проникновения в Российской Федерации 26,4\%. Прирост уровня обеспеченности услугами широкополосного доступа в Интернет за 1 полугодие 2010 г. составил всего лишь 5\% (по сравнению с 1 полугодие 2009 г. — 10\%). Наиболее высокий уровень проникновения ШПД в Набережных Челнах, Казани и в Нижнекамске, наименьший в Лениногорском районе.
Поскольку деловое сообщество по достоинству оценило преимущества Интернета, часть бизнес-процессов ушли в виртуальное пространство. Те компании, что еще не уверены в эффективности интернет-рекламы, осторожно прощупывают почву. Постоянные же клиенты не хотят расставаться с таким видом продвижения, даже урезая бюджеты.
Дмитрий Демидов, директор Интернет-корпорации «Матрица»:
— Во время кризиса, по нашим наблюдениям, полностью ушли из Интернета строители. Сейчас ситуация начала потихоньку выправляться. Появилось небольшое количество строительной, риэлторской рекламы. Возникли фирмы, которые пробуют, прощупывают ниши. Сам рынок интернет-рекламы не понизился, появилось множество клиентов с небольшими бюджетами. Я бы сказал, он даже растет. В целом, вся реклама увеличилась на 10\%. Интернет-реклама в целом, как вид продвижения услуг и товаров сегодня является одним из наиболее эффективных, поскольку информацию можно «заточить» под определенную узкую целевую аудиторию.
Один из видов продвижения товара и услуг, набирающих популярность — контекстная реклама. Она представляет собой показ текстовых объявлений в зависимости от интересов пользователя. Ее преимущество в том, что демонстрация происходит исключительно для людей, уже проявивших интерес к определенной теме. Таким образом, создается целевая аудитория, в среде которой легче «выловить» своего клиента. Контекстная реклама размещается на поисковиках Yandex, Rambler, Маil, Google, в каталогах, а также на различных тематических сайтах партнеров систем контекстной рекламы. Она может быть представлена тексто-графическим объявлением или рекламным баннером.
Татьяна Комарова, менеджер по связям с общественностью, Yandex:
— Если говорить о контекстной рекламе, количество клиентов Яндекс. Директа за минувший год увеличилось в полтора раза и росло быстрее, чем до кризиса. Кстати, в целом на рекламном рынке во время кризиса впервые произошло перераспределение бюджетов в пользу Интернета. Нестабильная экономическая ситуация внесла и в этот сегмент свои коррективы, так в октябре-ноябре 2008 года упали цены за клик в ряде сегментов (прежде всего это строительство, недвижимость, реклама и финансы). Однако зимой ситуация стабилизировалась, а уже в марте 2009 года цены на рекламу снова начали расти.
Изначально контекстную рекламу покупал малый и средний бизнес; но, убедившись в ее эффективности, на рынок стали приходить и крупные компании. Теперь в контексте не редкость годовые бюджеты в миллионы долларов; «нишевые» бренды (автомобили, финансы, бытовая электроника) выделяют на контекстную рекламу до 50\% своих рекламных бюджетов, говорит Татьяна Комарова.
Впрочем, сайты и сами могут зарабатывать, даже без привлечения рекламодателей. Сделав веб-ресурс привлекательным, деньги можно получать и за счет посетителей.
Инесса Роман-Погоржельская, PR специалист Google:
— У нас есть программа Google Adsense, которая автоматически сканирует содержимое страниц вашего сайта и размещает на них объявления (можно выбрать как текстовые, так и графические), которые релевантны для вашей аудитории и имеют непосредственное отношение к тематике веб-сайта. За каждый клик, который делают посетители по таким объявлениям, владелец площадки получает определенный процент.
Искать и находить
Все хотят быть в числе первых. И в Интернете тоже. Так как же занять топовые места в поисковых системах, ведь на всех «первых строчек» не хватит?
Дмитрий Демидов:
— Обычно все стремятся попасть «с 1 по 10» строчку. Оптимизаторы дают некую гарантию попадания в эту десятку. Есть ключевые слова, часто применяемые и очень дорогие, по которым приходит целевая аудитория. Здесь происходит война бюджетов: кто больше вложит в развитие сайта, тот и победит. Конечно, не все так стабильно, как хотелось бы, потому что поисковая система, например, Яндекс, которая владеет 65\% рынка, постоянно меняет алгоритм ранжирования и «выдача» скачет: то компания оказывается на 5-ом месте, то на 10-ом, то на сотом. Виной тому всевозможные фильтры, ограничения.
Крупные компании за ключевые слова постоянно борются. Войны в Интернете за «место под солнцем» идут весьма оживленные. Взять, к примеру, ключевые слова «пластиковые окна», этот запрос очень популярен. Если раньше лидировала Москва, то теперь и Казань старается завоевать позиции. Здесь побеждает тот, кто грамотно и активно ведет рекламную компанию, у кого на фирме налажены все бизнес-процессы, говорит Дмитрий Демидов.
Например, места в выдаче Яндекса распределяются автоматически, с помощью технологии машинного обучения — Матрикснет, которая позволяет учитывать множество факторов ранжирования, и в итоге получать очень точный поиск. Эта технология позволила, например, показывать локальные результаты поиска для пользователей из 1250 российских городов.
Татьяна Комарова:
— Матрикснет служит основной задаче поиска Яндекса — давать хорошие ответы на запросы пользователей; чтобы страница ранжировалась высоко, она должна давать лучший в Интернете ответ на вопрос пользователя. Поэтому главное при создании сайта — делать его для людей, а не для поисковых систем: наполнять интересной и оригинальной информацией, структурировать так, чтобы пользователям было легко ориентироваться, следить за тем, чтобы содержание сайта соответствовало услугам, которые вы с его помощью продвигаете.
В последнее время эксперты наблюдают на фоне роста контекстной и интернет-рекламы постепенное «вымирание» печатных ее аналогов. На рынке прогнозируется закрытие чуть ли не трети изданий, пишет издание slon.ru. Основная причина — резкое падение рекламных доходов. По данным аналитического центра «Видео Интернешнл» (АЦВИ) доходы печатных изданий от рекламы в минувшем году уменьшились почти наполовину. Снижение происходит во всех сегментах: журналы о знаменитостях — минус 43\%, деловые еженедельники — минус 55\%, компьютерные журналы «просели» на 45\% и ежедневные газеты — на 40\%. В тоже время этой весной в Англии прошла информация, что интернет-реклама уже догнала по объему телевизионную.
Дмитрий Демидов:
— Нас это тоже ожидает в будущем. Недавно прошла новость, что Google на YouTube открыл видеорекламу. Теперь в Интернете можно размещать свои ролики — произошло перекрещивание телевизионной и Интернет-рекламы. На многих сайтах уже появились в текстах гиперссылки, кликая на которые попадаешь на видеоролики. Активно стала развиваться реклама на мобильных устройствах — за этим будущее. Реклама становится более интерактивной.
Инесса Роман-Погоржельская:
— На Западе Google стал продавать видеорекламу для размещения на YouTube около года назад. В России продажа видеорекламы на видеохостинге начнется осенью этого года. Сейчас Google тестирует сервис и разрабатывает новый механизм оплаты рекламы.
Разноцветный PR
Кроме официальных и честных способов продвижения товаров и услуг, к сожалению, имеется и «черный». Создатели сайтов изловчились обманывать поисковые системы, например, нанося на белый фон белые буквы. Поисковая система в этом невидимом тексте находит определенные слова и термины, информацию и делает ее выдачу выше. На самом деле, на этом сайте этой информации нет.
Дмитрий Демидов:
— Когда только появились поисковые системы и Яндекс начал развиваться, самым популярным запросом было «секс и порно». И чтобы попасть по этим запросам на первые строчки, «умельцы» маскировали эти слова на сайтах совершенно иного содержания. Высокий интерес к порно-ресурсам гарантировал большой трафик посетителей на сайт компании.
Сейчас применяются более изощренные методы. Когда заходите на одну страницу, выданную поисковиком, но попадаете на совершенно иной сайт. Эта подмена тоже является запрещенным приемом.
Каждый пользователь сети, наверняка сталкивался с картинкой, всплывающей поверх текста. Многие с недоверием считают это вирусом, который непременно заразит компьютер. На самом деле это тоже вид рекламы, за которую платят и считают эффективной.
Татьяна Комарова:
— Такая реклама — она называется Rich—media — конечно, пробивает коммуникационный барьер, и пользователь, пусть и с раздражением, такую рекламу воспринимает. Но большинство кликов по ней случайны, а вызванное раздражение часто приводит к негативной коммуникации с брендом, да и с площадкой, где rich—media баннер расположен. Яндекс уважает своих пользователей, поэтому никогда не размещал на своих страницах такую рекламу.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: