Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ) обнародовала отчет о состоянии российского рынка электронной коммерции в 2004 г. Данные были получены в результате маркетингового исследования рынка и анкетирования его участников, а также IT-компаний и департаментов продаж крупных отечественных компаний. Согласно отчету, в этом году объем рынка электронной коммерции достигнет $ 3,2 млрд. Участники рынка в целом согласны с тем, что эти цифры выше, чем прогнозировалось весной, — только в сегменте В2С (business to customer) рынок вырос в 2−2,5 раза, — и ожидают, что в следующем году подобная динамика сохранится. По их мнению, объем рынка через год может возрасти как минимум наполовину.
По данным НАУЭТ, объем рынка электронной коммерции в России в этом году достигнет $ 3,232 млрд., причем на сегмент B2B (business to business) приходится $ 442 млн., B2C — $ 662 млн., а B2G (business to government) — $ 2,130 млрд. При этом для продажи услуг и товаров Интернет используют 61% компаний — в большинстве случаев через собственный сайт.
«Скорее позитивно» оценивают Интернет как канал продаж 55% участников опроса, и только 3% относятся к подобному методу «нейтрально, негативно». Что касается сегмента B2C, то исследования показали, что здесь большинство продаж приходится на компьютеры и оргтехнику (около 44%), еще 27% — на бытовую технику, а 4% — на продажи книг, CD и MP3-дисков. Стоит отметить, что полученные в ходе исследования цифры существенно превышают те, которые прогнозировались минувшей весной. Тогда НАУЭТ рассчитывала, что объем рынка в 2004 г. может составить $ 1,3 млрд. Причем в 2003 г. он достиг $ 937 млн., а к первому кварталу 2004 г. превысил $ 1 млрд. Конечно, эти цифры несравнимы пока с объемами европейских рынков электронной коммерции. Тем не менее динамика роста рынка свидетельствует о резком всплеске активности на нем.
Большинство участников рынка считают эти цифры вполне закономерными. Илья Положинцев, руководитель направления электронной коммерции компании «Яндекс»:
— Судя по статистике «Яндекс.Маркет», B2C рынок вырос в 2−2,5 раза с прошлого года, как и ожидалось. Продажи в традиционных для Интернета сегментах — компьютеров, электроники, бытовой техники, оргтехники, книг — стабильно растут вместе с рынком. Наибольший рост заметен в сегменте бытовой техники. Из нетрадиционных стоит отметить значительный рост в сегменте строительных товаров.
Сходного мнения придерживаются в компании «Партер». «В нашем сегменте рост рынка составил около 40%», — сказала представитель компании Татьяна Мамышева. Она также отметила, что наиболее перспективными сегментами представляются торговля бытовой и офисной техникой, а также развлекательные сервисы (музыка, кино, игры) и туристические услуги. Кроме того, есть основания считать, что возрастет популярность электронных платежных систем.
Правда, с подобным позитивным взглядом на электронную торговлю согласны не все. Владислав Улендеев, председатель совета директоров компании EHouse (в нее входят магазины Bolero, Aromat и др.):
— Мы считаем, что данные НАУЭТ по продажам через Интернет вообще и компьютеров в частности завышены. Совместно с компанией SpyLOG в 2003 г. мы проводили исследования рынка продаж компьютеров через Интернет. За основу брались посещения всех компьютерных магазинов, средняя стоимость одного заказа. Максимальная оценка рынка получалась 80 млн долл. НАУЭТ приводит в своих данных рост сектора B2C — 40%. Мы согласны с этой оценкой. Но тогда рынок компьютеров через Интернет в этом году составляет не более $ 115 млн.
По мнению экспертов, в дальнейшем рынок электронной коммерции ожидают серьезные перемены. Так, в прогнозе НАУЭТ говорится о том, что в будущем этот рынок будет структурироваться за счет поглощения мелких участников рынка более крупными и сильными. «Мы согласны с этим, — комментирует Татьяна Мамышева. — Это связано с ростом конкуренции, в которой выигрывать будут профессиональные, цивилизованные компании, а „мелкие лавочки“ исчезнут, так как не смогут поддерживать должный уровень качества обслуживания. Их, вместе с технологиями и клиентскими базами, будут поглощать более крупные игроки». Более сдержанно относится к ситуации Илья Положинцев из Яндекса: «Несомненно, в следующем году будет продолжаться укрупнение компаний. При этом стоит ожидать появления и большего количества новых игроков, особенно на еще недостаточно освоенных
рынках».
По разным оценкам, в следующем году рост рынка может составить не менее 50%. Так, по мнению Владислава Улендеева, стоит ожидать увеличения сектора B2C на 40−50%. А в компании «Партер» говорят о 70% росте. «Мы полагаем, что в следующем году рост нашего сегмента составит 35%, а рынка в целом — 70%, — комментирует г-жа Мамышева. — Рынок электронной торговли по-прежнему расти благодаря продолжающейся популяризации Интернета, росту популярности „безденежных“ платежных систем». Но главное ожидание участников рынка связано с ростом в регионах. «Общий рост рынка скорее всего, продолжится. В первую очередь, за счет активности покупателей и продаж в регионах», — заключил Илья Положинцев.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: