Основой инновационного потенциала любого субъекта является его интеллектуальная собственность (ИС) — права на конкретные результаты творческой деятельности в любой области (производственной, научной, литературной, художественной и пр.), а также права на средства индивидуализации юридического лица, продукции, работ или услуг.
При сравнении уровня развития российского рынка ИС с мировыми показателями статистика говорит не в пользу России. Годовой оборот мирового рынка высокотехнологичной продукции оценивается в 2,5‑3 трлн.долл. Доля России на этом рынке составляет менее 1%.
Чтобы выявить причины такого положения, необходимо сначала определить критерии для оценки инновационного потенциала.
Инновационный потенциал любого субъекта можно оценивать количеством инновационно-активных (занимающихся разработкой и внедрением инноваций) организаций и работников, занятых выполнением НИОКР.
Степень коммерциализации ИС характеризуют результаты научно-технической деятельности — поданные заявки на регистрацию объектов ИС в расчете на тысячу специалистов, занятых научными разработками (изобретательская активность), выданные патенты и свидетельства. Важным является не только количество выданных патентов, но и их последующее использование в экономическом обороте, договоры на передачу права на использование ИС.
Рассмотрим эти показатели в применении к Республике Татарстан.
Доля организаций, занимающихся в РТ научно-производственной деятельностью, составляет 12,5% от общего числа зарегистрированных юридических лиц (в среднем по России — 9,0%). Это обеспечило Татарстану четвертое место в России по количеству инновационно-активных предприятий. В их число входит 13 вузов, 72 научно-исследовательских и проектно-конструкторских института, крупные промышленные предприятия.
По количеству поданных заявок на регистрацию объектов ИС Республика Татарстан занимает 3 место в Приволжском федеральном округе. С территории РТ подано 14,6% от общего числа заявок из ПФО.
Однако имеющийся потенциал используется недостаточно эффективно. Доля выручки от реализации продукции, содержащей новые технологии или ноу-хау, в общей выручке предприятий РТ составляет менее 3%. Непосредственно на исследования и разработки направляется менее 10% общих затрат на технологические инновации, а львиная доля расходов относится к закупке оборудования и технологий на стороне.
Объекты ИС в РТ используются, в основном, в химии и нефтехимии, науке, машиностроении, металлургии. Причем доля новых технологий, используемых в химических производствах РТ, составляет почти 15% от общего числа российских объектов ИС в этой отрасли.
Однако доля используемых объектов ИС ничтожно мала. Согласно данным Роспатента, в РТ в 2004 году использовалось 190 патентов, что составляет всего 30% от среднегодового количества подаваемых заявок. Учитывая срок действия патента на изобретение (20 лет), используется 1,5−2% от общего числа действующих патентов.
Чем же объяснить, что при высоком, на первый взгляд, интеллектуальном потенциале, он практически не используется?
На мой взгляд, одна их главных причин — недостаточное понимание руководителями российских предприятий важности интеллектуальной собственности как ресурса предприятия и неумение получать дополнительные доходы от ее использования.
Институт стратегических инноваций в 2002 году проводил опрос среди руководителей российских предприятий с целью выяснить их мнение о важности отдельных этапов инновационного процесса и влияния на инновационную деятельность различных внешних и внутренних факторов.
Опрос показал, что руководители промышленных предприятий и научно-технических организаций не имеют знаний и практических навыков в сфере защиты ИС и ее коммерциализации. Они не придают особого значения патентованию в своей стране и за рубежом, а также поиску инвесторов. Это является значительным тормозом в развитии интеллектуального потенциала предприятий.
Среди наиболее значимых внешних факторов, влияющих на интеллекту
альную деятельность, руководители предприятий отметили востребованность продукции внутренним рынком, отношения с заказчиками и налогообложение (рис.6). Разумееется, это важно при выводе результатов научного труда на рынок. Однако без страхования рисков и защиты ИС невозможна сама инновационная деятельность. Низкая оценка этих факторов говорит о неготовности российских руководителей к развитию рынка ИС.
Среди внутренних факторов инновационного потенциала руководители недооценивают значимость подготовки специалистов в специфических для интеллектуальной деятельности областях (передача технологий, патентно-правовые вопросы), что еще раз свидетельствует о недопонимании важности управления этим ресурсом предприятия.
Большинство российских предприятий, в отличие от зарубежных фирм, до сих пор не ведет учета и соответствующей оценки ИС. Вовлечение ИС в экономический оборот внутри России и за рубежом позволило бы значительно увеличить долю России на мировом рынке.
Специалисты в сфере защиты ИС признают, что значительная часть изобретений патентуется напрямую на Западе (в США и Европе), в обход Роспатента. Авторы разработок сознательно идут на грубейшее нарушение законодательства, поскольку риск, на их взгляд, оправдывается получением дополнительных преимуществ (экономия на налогах и снижение потерь времени). Многие авторы изобретений считают, что идею в России могут попросту «украсть», до того как она будет запатентована. Естественно, все это не способствует развитию рынка ИС в России.
Ситуация усугубляется тем, что в открытых источниках отсутствует информация о суммах заключенных сделок по передаче прав на ИС. Изобретатели, разработчики новых технологий, владельцы патентов не знают: кто и по какой цене готов приобрести их разработки, а предприниматели и корпорации, способные инвестировать средства в ИС, не знают, в какие идеи их можно вложить.
Чтобы российская интеллектуальная собственность не уходила за границу, необходимо создать стимулы для патентования разработок в России, и создать центры, которые бы аккумулировали результаты научной деятельности во всех регионах.
Сегодня крупнейшие российские предприятия (Газпром, Лукойл, Аэрофлот, Татнефть и др.) поняли, что на интеллектуальной собственности можно и нужно зарабатывать.
Мировая практика показывает, что в среднем в структуре собственности промышленных предприятий на долю ИС может приходиться до 35% капиталов. Именно она приносит основную долю прибыли крупнейшим международным корпорациям.
Первым шагом на пути развития инновационного потенциала Республики Татарстан, на мой взгляд, является создание единого банка данных интеллектуальной собственности республики. В России и РТ основными пользователями интеллектуальной собственности являются крупные промышленные предприятия, и формирование банка данных нужно начинать именно с них.
В Республике Татарстан одной из первых компаний, занявшихся вопросами учета своей ИС, стала компания «Татнефть». В 2004 году в компании была утверждена программа совершенствования корпоративного управления, одним из разделов которой является организация эффективного управления объектами ИС с целью получения максимальных доходов от их использования. Специалисты «Независимой консалтинговой фирмы» (НКФ) приняли деятельное участие в реализации этой программы.
В первую очередь была проведена инвентаризация объектов ИС и нематериальных активов компании. В результате инвентаризации мы не просто создали Единый реестр объектов ИС ОАО «Татнефть», а провели его классификацию по ряду критериев. Созданный Единый реестр является инструментом для консолидации и структурирования информации и управления объектами ИС. Его применение позволяет:
- выбрать объекты ИС, способные приносить доход от их коммерческого использования;
- определить, какие объекты ИС целесообразно использовать внутри организации, а какие передавать для использования третьим лицам;
- собирать информацию о полученных доходах от использования объектов ИС.
Частью работы по постановке системы корпоративного управления объектами ИС является разработка Положений об использовании нематериальных активов и товарных знаков компании, которые включают в себя условия их использования в экономическом обороте внутри компании и предоставления прав на ег
о использование третьим организациям.
Анализ открытых данных об ИС других предприятий Татарстана показывает, что они имеют значительный интеллектуальный потенциал, обладают патентами и свидетельствами на объекты промышленной собственности. Однако зачастую даже сами предприятия и организации не знают о том, какими «ценностями» располагают. А оборонные предприятия вообще закрыты для анализа объектов ИС. Единая информационная база, доступная как разработчикам научно-технической продукции, так и ее потенциальным потребителям, отсутствует.
Поэтому формирование Единого республиканского банка данных объектов ИС, способной приносить доход нужно начинать с инвентаризации объектов ИС на каждом предприятии.
Для развития рыночных отношений в сфере интеллектуальной собственности в Республике Татарстан и в России в целом, на мой взгляд, необходима разработка плана мероприятий, включающего законодательные, образовательные аспекты, а также повышение заинтересованности и ответственности самих наукоемких предприятий в этой области:
В законодательной сфере:
- закрепление обязательной оценки НМА и ИС, что позволит увеличить ресурсы для финансирования инновационных проектов, стоимость собственного капитала научно-технических организаций, залоговую стоимость их имущества.
В образовательной сфере:
- организация образовательных программ для руководителей предприятий, разработчиков научно-технической продукции в сфере охраны, управления и коммерциализации ИС.
В сфере управления:
- инвентаризация и классификация ИС предприятий РТ;
- исследование коммерческой значимости объектов ИС предприятий РТ;
- создание банка данных ИС Республики Татарстан, содержащего информацию об имеющихся разработках, спросе и предложении на объекты ИС, их стоимости, потенциальной эффективности;
- ежегодный мониторинг и поддержание в актуальном состоянии банка данных ИС, имеющих коммерческую значимость;
- разработка механизма материальной заинтересованности научных организаций в серийном выпуске наукоемкой продукции.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: