Один из основных ориентиров меморандума — отбор важнейших инновационных проектов, претендующих на получение государственной поддержки в виде гарантированного бюджетного финансирования.
Документ был разработан в соответствии с Программой социально-экономического развития республики на 2005−2010 годы и Республиканской программой развития инновационной деятельности на 2004−2010 годы. Его презентация состоялась в стенах Министерства экономики РТ при участии главы ведомства Марата Сафиуллина, членов коллегии министерства, представителей Государственного Совета РТ и руководителей инновационных инфраструктур республики. До этого он прошел неоднократное обсуждение на уровне главы Кабинета министров РТ.
Необходимость создания меморандума продиктована тем, что в республике до сих пор не определены четкие ориентиры инновационной деятельности. Как отметил Марат Сафиуллин, несмотря на декларацию о создании в республике экономики нового типа, деятельность участников инновационной деятельности не отражает в полной мере инновационные задачи республики, да и финансовый аспект преобразований оставляет желать лучшего. В связи с чем, по его словам, приобретает актуальность пересмотр инновационной инфраструктуры республики и определение приоритетных направлений с целью оказания им государственной поддержки.
В качестве таковых, по мнению разработчиков меморандума, являются технологии, образующие ядро воспроизводственной структуры нового технологического уклада, формирование которого началось в мировой экономике в 1990-х годах, а именно: новейшие информационные технологии и системы, биотехнологии, биомедицина, энергосберегающие технологии и нетрадиционные энергоресурсы, системы машин и производственных технологий новых поколений.
В проекте документа, представленном заместителем министра экономики РТ Наилем Губаевым, определен ряд целевых программ, рекомендованных для реализации или разработки до 2010 года. В их числе — республиканская инновационная программа «Внедрение клеточной медицины в Республике Татарстан на 2008 год», программа «Энергоресурсоэффективность в Республике Татарстан на 2006−2010 годы», федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008−2010 годы», программа развития сельского хозяйства на 2008−2010 годы, программа поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан на 2005−2010 годы, а также программы, направленные на поддержку инновационных проектов и приоритетные инновационные инфраструктурные проекты в 2008—2010 годах.
Ранее Министерство экономики РТ заявляло о необходимости увеличения доли инновационной продукции в ВРП до 30% (630 млрд руб.) в 2015 году за счет создания «сектора знаний», обозначающего экспорт высококонкурентных изобретений на внешний рынок и доведение продаж в 2015 году до 8 млрд руб., что составит 40% от экспорта высоких технологий. В качестве немаловажной задачи министерством ставилось увеличение доли нематериальных активов татарстанских предприятий, до 10% (150 млрд руб.) в 2015 году, что будет способствовать повышению капитализации предприятий и возможности конкуренции на мировых рынках.
Кроме того, в меморандуме обозначены макроориентиры системы государственного регулирования инновационной деятельности до 2010 года. В частности, предлагается довести долю внутренних расходов на инновации до среднероссийского показателя — 1,1−1,2% ВРП, размеры государственных расходов на науку — до 2−3% ВРП, валовые инвестиции в развитие НИОКР, высшее образование и производство программного обеспечения — до 3,8% ВРП.
По данным министерства, Республика Татарстан занимает 4 место по затратам на исследования и разработки в Приволжском федеральном округе. Расходы республики на исследования и разработки в расчете на одного занятого в сфере НИОКР составляют 11,7 тыс. долл. США, занимая при этом 6 место по России. Расходы России на исследования и разработки в расчете на одного занятого в сфере НИОКР составляют 17 тыс. долл. США. Для сравнения, расходы Кореи превышают российские в 8,6 раза.
Однако данные источники финансирования вызвали дискуссию среди участников встречи. Так, председатель комитета по бюджету, налогам и финансам Госсовета РТ Илсур Сафиуллин категори
чески выступил против использования только государственных средств, мотивируя это тем, что бюджет попросту может не выдержать таких расходов, и предложил использовать иные источники, в том числе и средства республиканских фондов.
Член коллегии министерства, заведующий кафедрой менеджмента и предпринимательства КГТУ Георгий Семенов обратил внимание разработчиков проекта на то, что долю расходов на НИОКР необходимо рассчитывать с поправкой на эффективность инновационных разработок. Кроме того, по его словам, в независимости от источников финансирования необходимо четко прописать в тексте меморандума развитие научного кадрового потенциала и поддержку научно-исследовательских лабораторий.
Начиная с 1999 года, по данным Министерства экономики РТ, общая численность научных сотрудников в республике снизилась на 14% и в 2006 году составила 14 227 человек. Численность же специалистов, выполняющих научные исследования и разработки, снизилась на 18% по сравнению с 1999 годом и составила 7586 человек в 2006 году. Естественное выбытие персонала объясняется недостаточной ротацией перспективной молодежи, трудовой миграцией части исследователей на предприятия реального сектора экономики и, как следствие, старением кадров.
Свои переложения и замечание по ходу обсуждения проекта высказали также руководители инновационных технопарков. Окончательный вариант меморандума Министерство экономики РТ представит к очередной коллегии министерства. Как отметил министр, рабочая группа учтет все предложения и конструктивные замечания участников встречи.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: