Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев одобрил концепцию создания в Татарстане территориально обособленного инновационно-производственного центра «ИнноКам», а также «дорожную карту» проекта.
Эксперты говорят, что концепция «ИнноКама» — это интеграция различных отраслей экономики и основных предприятий, формирующих ВРП. Само распоряжение — утверждение плана мероприятий, которые в последствии все органы власти и госкорпорации должны учитывать в программах развития. Однако и это не самое главное. По мнению экспертов, подпись Медведева «задокументировала точку роста экономики всей страны».
Инфраструктурные ограничения
Зона «ИнноКам» — это ОЭЗ в Елабуге, ТОР в Челнах и 25 приоритетных кластеров. Это не только технологическая концепция — есть образовательные и социальные блоки: как готовить специалистов, как развивать рынок арендного жилья, как осуществлять эстафетные перевозки и так далее.
«Все это рано или поздно вызывает инфраструктурные ограничения — по завозу сырья и вывозу готовых продуктов. Это и послужило лейтмотивом для создания документа, который, прежде всего, призван развязать инфраструктурные ограничения», — говорит министр экономики РТ Артем Здунов.
По его словам, пункты, указанные в концепции, будут учитываться при формировании бюджета госпрограмм.
«На уровне правительства сейчас проходят обсуждения, как синхронизировать работу ОЭЗ и ТОРов, приоритетных кластеров. Вся интеграция и синхронизация нашли отражение в нашей концепции. Мы внимательно продумали, как будут развиваться наши промышленные площадки, где идет наибольшее сосредоточение МСБ», — поясняет Здунов.
ВРП вырастет наполовину
Цель концепции — создание на территории Татарстана ведущего в стране инновационно-производственного центра за счет развития промышленных и высокотехнологичных кластеров и формирования устойчивого структурообразующего транспортного каркаса Камской агломерации, трансформация накопленного промышленного и технологического потенциала в высокое качество жизни населения.
В Камской агломерации производится 45\% российских синтетических каучуков, 57\% полимеров стирола, каждый второй российский грузовой автомобиль (грузоподъемностью 14−40 т) и каждая вторая грузовая шина. Объем валового территориального продукта в Камской агломерации уже превысил 400 млрд рублей.
Чиновники, как они сами признаются, от реализации концепции к 2020 году ждут роста «более чем наполовину» ВРП и промпроизводства Камской агломерации. Выбросы загрязняющих веществ, по их же оценкам, снизятся на 18,3\%. Продолжительность жизни к 2020 году вырастет с 72 до 74 лет. Кроме того, в результате реализации концепции в 2016 — 2020 годах в границах Камской агломерации будет создан ведущий в России инновационно-производственный центр, в рамках которого будет отработана перспективная модель промышленного развития.
Сейчас развитие Камской агломерации ограничивается несоответствием имеющейся инфраструктуры, в том числе и транспортной, необходимостью повышения глубины переработки сырья, спецификой деятельности моногородов (в зоне их 5 из 7), а также недостаточной привлекательностью территории с точки зрения качества жизни.
Главная льгота — дороги
Сейчас в концепцию ИнноКама заложено 79 проектов, но Артем Здунов говорит, что каждый год МЭР и правительство РТ будут расширять или «комплексно расставлять» проекты. Главное преимущество этой зоны — развитие инфраструктуры и функциональных связей между предприятиями, вузами, инжиниринговыми центрами и другими институтами.
Одним из главных проектов станет реконструкция М7 на участке Казань — Набережные Челны до 2019 года. На трассе, как рассказывает замглавы минтранса РТ Артем Чукин, будут две полосы в каждом направлении, а на текущий год объем финансирования составляет 2,6 млрд рублей.
Другой проект — реконструкция аэропорта «Бегишево». Сейчас сумма контракта равна 790 млн рублей, в 2017 минтранс планирует получить еще 132 млн из федерального бюджета. Также уже ведутся работы по строительству путепровода в Заинск (окончание работ запланировано на ноябрь 2016 года, ред.).
Другие крупные инновационные проекты — мост через Каму, через Соколку, но, по словам Чукина, на федеральном уровне еще нет методики выделения средств на проекты государственно-частного партнерства. Сам мост даст возможность попасть от Мамадыша сразу на производственные площадки в Нижнекамске и выйти на Челны. Стоимость проекта, озвученная ранее, 100 млрд рублей.
«Многие проекты Татарстана мы сейчас будем решать именно уровнем документов правительства РФ, потому что без привлечения федерального и частного финансирования их будет сложно реализовать, — заявлял Здунов на Гайдаровском форуме, не называя при этом общую долю федерального финансирования. — Консолидировано пока назвать сложно. Где-то это 5\%, где-то — 10\%».
Сегодня чиновники говорят, что «пока живы — будут заниматься развитием инфраструктуры».
«Если будем заниматься только развитием предприятий и инвестиционной фазой, мы скоро оттуда (из Камской агломерации) выехать не сможем. Поэтому в 2017 году первоочередное внимание уделим транспортным и экологическим вопросам, а также социальным темам», — делится планами Артем Здунов.
Добавим, что структуру управления «ИнноКамом» планируется сформировать до конца текущего года. Для оперативного управления будет создан проектный офис, для стратегического — наблюдательный совет, в который войдут представители органов исполнительной власти Татарстана, главы муниципальных образований Камской агломерации, а также представители заинтересованных организаций. Высшим органом управления на федеральном уровне будет являться рабочая группа при правительстве РФ.
Илья Иванов
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: