Что случилось?
На этой неделе после богослужения святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с участниками общероссийского общественного движения «За жизнь» и движения «Православные добровольцы», собирающими подписи под обращением граждан за запрет абортов. Предстоятель русской православной церкви поставил свою подпись под документом, в котором говорится о законодательном запрете абортов, которые авторы обращения называют «легальным убийством детей до рождения».
Также они выступают за запрет хирургических и медикаментозных прерываний беременности, запрет противозачаточных средств с абортивным действием, запрет «вспомогательных репродуктивных технологий, неотъемлемой составляющей которых является унижение человеческого достоинства и убийство детей, находящихся на начальных этапах эмбрионального развития и оказание из федерального бюджета материальной помощи беременным женщинам и семьям с детьми на уровне не менее прожиточного минимума.
Сейчас аборты в России разрешены и входят в перечень видов медицинской помощи: до 12 недель по желанию, до 22 — при изнасиловании, позже — по медицинским показаниям. С 2014 года установлены штрафы за совершение нелегальных абортов.
Но ведь в СССР аборты запрещали…
Верно. Россия, вернее, РСФСР стала первой страной, легализовавшей аборты, правда, всего на 16 лет. После этого в стране резко увеличилась материнская смертность и продолжала увеличиваться до 1955 года (в 1935 году смерти от аборта составляли 26% от всех случаев материнской смерти, в 1940 году — 51%, в начале 50-х — 70%), пока аборты вновь не стали законными. С конца 1980-х годов число абортов в России снизилось в 4,6 раза, до 25 искусственных абортов в расчете на тысячу женщин в возрасте от 15 до 44 лет.
«В 2007 году произошло знаменательное событие — годовое число рождений в России превысило годовое число прерванных беременностей, чего не наблюдалось в течение нескольких десятилетий до этого. В 1967 году на 100 живорождений приходилось 293 аборта (максимум), в 1990 году — 206, в 2007 году — 92, а в 2014 году — 48 абортов. Иными словами, в 1960-е на одни роды приходилось около 3-х абортов, а сейчас родов вдвое больше, чем абортов», — сообщается в журнале института демографии НИУ ВШЭ.
Как эта проблема решается в других странах?
Количество абортов в России сегодня все еще выше, чем во многих странах Европы (не считая Польши, Ирландии, Румынии, где действует суровое антиабортное законодательство). Сейчас в России на 1,9 млн родившихся детей приходится 700 тыс. абортов.
Запрет абортов в свое время негативно сказался на криминогенной ситуации в США — в 1995 году эксперты предполагали рост подростковой преступности в два раза. Однако этого не случилось: снижение преступности было связано с легализацией абортов в 1973 году, и, как следствие, уменьшением количества детей из неблагополучных семей
«Десятилетия исследований свидетельствуют, что дети из неблагополучных семей имеют гораздо больше шансов стать преступниками, чем все остальные. Кроме того, большинство матерей, пожелавших сделать аборт после процесса Рои против Уэйда, были бедными, незамужними, а то и несовершеннолетними. Делать нелегальный аборт было для них слишком дорого или сложно. Это были именно те женщины, дети которых, если бы родились, имели бы наиболее высокие шансы стать преступниками. Однако, поскольку суд вынес решение в пользу Рои, эти дети не были рождены, что имело необычайно сильный дистанционный эффект. Спустя годы эти нерожденные дети не пополнили собой ряды уголовников и рост преступности остановился. Это значит, что волну американской преступности погасили вовсе не контроль оружия, сильная экономика или новые стратегии полиции. Главным фактором стало то, что „источник“ потенциальных преступников внезапно пересох», — пишут в своей книге «Фрикономика» Стивен Левитт и Стивен Дабнер.
Известно, что любой запрет провоцирует «серый рынок». Так, например, было и в СССР во время «сухого» закона, когда граждане получали отправления от самогона. Так происходит сейчас в Польше — акушеры берут взятки за проведение аборта.
Как общество реагирует на предлож
ение запретить аборты в России?
По-разному. Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова заявила, что вывод абортов из системы обязательного медицинского страхования может создать угрозу для здоровья женщин.
«История нашей страны это уже знала, и я хочу напомнить, что в период острого запрета абортов в советское время материнская смертность превышала 320 на 100 тысяч населения. А сейчас у нас с вами — 10, а по результатам текущего года — еще меньше», — заявила она.
Уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Анна Кузнецова сказала, что лично она против абортов, но в то же время не является сторонником «политики запретов».
«Каждой женщине надо помочь сделать выбор в пользу новой жизни, чтобы родился ребенок. Для этого есть ключевой путь — профилактика абортов на основе системного подхода, где консолидируются ресурсы всех институтов общества и государства».
Часто ли женщины в Татарстане прерывают беременность?
По статистике, в Татарстане с 2000 по 2013 гг. количество регистрируемых абортов на 1000 женщин в возрасте 15−49 лет снизилось вдвое — с 64 до 28.
В завершение добавим, что риторика дискуссии о запрете абортов меняется. Ранее о запрете искусственного прерывания беременности говорили в аспекте повышения демографии, однако рождаемость и аборты слабо коррелируют друг с другом. Сейчас же упор делается на вывод абортов из системы ОМС.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: