В Казани проходит уже третье в этом году мероприятие федерального масштаба в сфере туризма. На этот раз гости приехали на конференцию «Знания. Технологии. Тенденции развития индустрии туризма в РФ». В ходе работы выяснилось, что России катастрофически не хватает обученных туристических кадров, на что председатель Госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов моментально откликнулся, предложив создать в республике пилотный проект.
Открывая конференцию, Иванов подчеркнул, что сейчас идет борьба за российский сегмент туризма и главное — качественно привлечь и обслужить туристов. Замруководителя Ростуризма Николай Королев заявил, что туризм влияет на 53 смежные отрасли, среди которых — туркомпании, связь, транспорт, питание, строительство и другие. Он отметил, что в развитие туризма важно включиться регионам, поскольку локальные туркластеры создают интерес у инвесторов.
«Туризм — единственная отрасль, которая во время кризиса показала результаты импортозамещения: рост внутренного туррынка составил 30\%», — заявил Королев.
Однако после доклада ректора Сочинского государственного университета Галины Романовой стало понятно, что полного импортозамещения все-таки не случилось.
Романова начала с развития международного туризма — в 2014 году турпоток в мире вырос на 4,7\% и достиг отметки в 1,138 млрд человек. В этом году рост прогнозируется рост на уровне 3−4\%. Всего на долю туризма приходится 9\% мирового валового продукта, 6\% экспорта, со сферой связано каждое 11 рабочее место.
В Россию же в прошлом году приехали 2,5 млн туристов. Начал снижаться выездной туризм — 700 тыс. человек предпочли отдыхать дома, а всего за границу выехали 17,6 млн человек. Таким образом, сальдо въездного/выездного составило минус 15 млн человек. В денежном эквиваленте это означает, что российские туристы за границей потратили около 850 млрд рублей (около 200 долларов в сутки). «Недооценивать такие денежные потоки невозможно, нужно придавать им больше внимания», — говорит Романова.
Траты в России в разы меньше — на день приходится 1300 рублей без проживания и питания. Кроме того ректор СГУ заметила одну тенденцию — половина туристов, отдыхающих в Краснодарском крае, не тратят денег полностью. Сергей Иванов преположил, что это, вероятно, отдыхали олигархи, однако руководитель и ко-партнер компании Premier-Deal Hospitality Марина Смирнова нашла более логичное объяснение: основной поток туристов приезжает в России в рекреационные центры, а культурная и досуговая часть проседает из-за отсутствия предложений. По её словам, тот же Сочи-парк не набирает критическую массу.
Несколько другая ситуация наблюдается во внутреннем туризме — его объем вырос на 9 млн человек и перевалил за 41 млн туристов. По словам Романовой, на такой бурный рост повлияли Олимпиада, присоединение Крыма, ослабление рубля, запрет силовым структурам выезжать за границу и поведенческая обстановка — из-за идейных соображений туристы не едут в страны, которые поддержали санкции против РФ.
За счёт снижения выездного потока зарубежные страны недополучили 580 млрд рублей, при этом одновременно в России туристы потратили 458 млрд рублей. Таким образом, 122 млрд рублей в 2014 году не были потрачены на цели туризма, и полного импортозамещения за счёт кризис-эффекта не произошло.
«Нам не надо расслабляться, надо работать, чтобы получить экономический и социальный эффект — вместо нынешних 4\% нужно более равномерно использовать рекреационные ресурсы», — говорит Романова. Доля отдыха с целями лечения, как и деловой туризм, растёт, причем траты на эти виды отдыха на 25\% больше, чем в «пляжном» туризме, доля которого становится меньше.
Тем не менее, количество турфирм растет. В феврале 2014 года их было 3000, сейчас — 3710, и многие переориентируются на внутренние рынки. Отвечая на вопрос корреспондента портала TatCenter.ru, Королев заявил, что пик банкротств туристических компаний прошел в прошлом году, напомнив, что сейчас по 10 компаниям ведутся уголовные дела. Он не отрицает, что в этом году также возможно закрытие турагентств, но это будет проходить «не так шумно».
«У нас каждый год компании уходят с рынка, обновления происходят каждый год», — сказал Королев.
Ситуация с въездными туристами осложняется ещё и тем, что их количество растёт, но при этом непонятно, кто приезжает: 70\% туристов приезжают в Россию с «прочими целями». «Мы не знаем нашего клиента, поэтому на него сложно повлиять», — заявляет спикер.
По словам ректора Сочинского университета, основную нагрузку въездного туризма обеспечивают 40 стран. В прошлом году было заметно снижение туристов, которые приезжали в России со служебными целями, — объем делового туризма снизился на 15−20\%. Однако этот спад нивелировали туристические группы из азиатских стран и Турции.
Также Смирнова рассказала о тенденциях гостиничного бизнеса. После Олимпиады Сочи обогнал Санкт-Петербург по количеству мест для размещения, а самая высокая концентрация остаётся в ЦФО. Спикер считает, что через несколько лет лидером в сфере станут гостиницы эконом-класса:
«Мы пытаемся сравнить Россию с другими странами. На фоне западноевропейских стран мы смотримся вполне прилично, но сильно отстаем от лидеров. В стране предложения по размещению продаются слишком дорого. Не хватает качественных средств размещения, по регионам их всего около 10−15\%.
Россия находится в топ-15 по темпам роста в мире по строительству гостиниц, в Европе — вторая после Великобритании. На сегодняшний день превалирует среднеценовой и верхний сегмент. Чере 5−6 лет лидером станет эконом-класс. В этом нет ничего удивительного — достаточно бурно развивается рынок, а до стабилизации ещё далеко".
Однако по мнению директора региональных проектов группы компаний «Город мастеров» Юлии Рыбаковой, развитию экономных вариантов размещения, как и всех региональных кластеров, может помешать недоверие со стороны потребителей и туроператоров.
«Отсутствие потребительского доверия и брендирования регионов не даёт делать прорывные стратегии. Нет новых продуктов. Говорят, рынок сам всё разрулит. Но так не получится, это будет долго. Успех туркластеров будет зависить от взаимодействия с локальными инвесторами.
Отсутствие преемственности в регионах может навредить туризму, необходимо публичное предъявление документов по продвижению и их корректировка. Меняется операторский рынок, надо менять и маркетинговые стратегии, схемы продаж. Те, кто прислушивается к этому — остаются на рынке", — говорит Рыбакова.
Одной из главных проблем сферы туризма в России признана и подготовка кадров. Так, зампред Ростуризма заявил, что профессиональный уровень линейного персонала снижается из-за большого количества образовательных учреждений, которые работают без системы и четкого понимая работы.
Проблему с подготовкой кадров для туристической сферы показал и опыт Олимпиады. По словам ректора Сочинского государственного университета Галины Романовой, из 1,3 трлн рублей, выделенных из федерального бюджета для подготовки к Играм, на обучение персонала денег не было. Поэтому подготовку персонала взял на себе бюджет региональный — за 1,5 года были переучены 21 тыс. человек. Хоть всё прошло хорошо, но «в стрессе находился весь город», делится воспоминаниями Романова.
Королев рассказал о выделении средств на обучение четырех тысяч человек, но сразу же признал, что «эта цифра недостаточно велика по сравнению с тем объемом задач, которые нужно решить. По его мнению, новые образовательные программы должны охватить десятки тысяч человек, а это решение невозможно без современных технологий. Так, планируется создать образовательный портал и привлечь профессиональных преподавателей.
На идею федерального чиновника моментально среагировал Сергей Иванов: он предложил рассмотреть Татарстан как пилотный регион для модульной программы в сфере туризма.
Илья Иванов
Фото: strana.ru, livejournal.com, tattravel.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: