На пути внедрения в российскую промышленность новых технологий встали сложности с их аккредитацией. Накануне на заседании Координационного совета предприятий машиностроительного комплекса Татарстана представители исследовательских центров и российского правительства, приехавшие в Казань, сошлись во мнении, что для перехода на собственные мощности в рамках импортозамещения, в первую очередь, предстоит большая работа по созданию совершенно новой нормативной базы.
Казань в этом направлении рассматривается как «полигон», на котором будут отрабатываться все инновации в машиностроении и в промышленности в целом. Сложность в том, что ни одна разработка, будь она российского или иностранного производства, не может быть применена в масштабных проектах без получения аккредитации на внедрение.
А проблемы, как известно, появились у российских промышленных предприятий, которые после введения Западом санкций оказались отрезанными от разработок ведущих исследовательских центров и компаний Европы и США.
По словам министра промышленности и торговли Татарстана Равиля Зарипова, вопросом аккредитации новых технологий в авиации, в том числе, лазерных, на территории республики займется ОАО «НИАТ» (Национальный институт авиационных технологий), с которым министерство уже заключило соглашение о сотрудничестве.
Также курировать вопрос будут КАПО им. Горбунова и министерство промышленности и торговли России.
Возможно, деньги на эти цели будут получены и в рамках отдельной федеральной целевой программы, сказал Зарипов.
Лазерные технологии, помимо изменения подхода к обработке комплектующих, помогут сократить сроки их изготовления.
«Это позволит нам внедрить лазерные технологии в области авиации и вертолетостроения. Пока, без сертификации, использовать их технологии очень сложно. Поэтому нам необходимо расширить рынок. Мы рассматриваем на данный момент создание и второго инжинирингового центра, готовим площади», — говорит министр.
На Координационный совет в Татарстан пригласили предполагаемых татарстанских партнеров по использованию инноваций в промышленности. О готовности совместной работы заявили чешский поставщик оборудования для отрасли машиностроения ALTA, аэрокосмическая ассоциация Pegas, всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов.
С ОАО «МЗОР» — управляющей компании «Белстанкоинструмент» и ОАО «Национальный институт авиационных технологий» министерство промышленности Татарстана подписало соглашения о сотрудничестве сразу после завершения работы Координационного совета.
Советник министра промышленности и торговли России Виктор Семенов заверил журналистов, что в части применения лазерных технологий в промышленности ведется серьезная работа — по сертификации лазера заработает специальная программа. Татарстан, по его словам, станет пилотной площадкой по применению новых разработок в производствах.
«Важность этого вопроса такова, что на данный момент стоит задача поменять подходы к научно-исследовательским работам, которые создавались под эгидой нашего министерства. Есть задача — внедрить до реального масштабного производства. Ясно, что это авиационная техника, военная техника, высокотехнологичные объекты. Нужны регламенты, нужны инструкции, нормативные документы. В этом состоит задача — подготовить нормативную базу и доказать, что эта технология может применяться на производстве.
Сегодня в первых образцах она работает, и сертификация — это не сдача экзамена. Это гигантская работа по изменению многих документов, доведение их до производства", — сказал в Казани Виктор Семенов.
Глава «ВИАМ» Евгений Каблов заявил о том, что институт рассматривает на возможность создания на территории Татарстана собственной лаборатории, технологии которой могут быть применены как в самой республике, так и на предприятиях по всей стране.
«Мы планируем начать более активно взаимодействовать с предприятиями Татарстана с учетом того благоприятного климата, который был создан руководством республики. У нас уже есть совместные хорошие результаты. Теперь речь идет об увеличении объемов использования тех разработок, которые были получены. Нам проще, потому что у нас е сть производство, которое выпускает наукоемкую продукцию, демонстрирует потенциальному покупателю. В перспективе я вижу создание лаборатории „ВИАМ“ в Казани», — заявил Евгений Каблов.
На данный момент, по данным министерства промышленности и торговли России, во многих отраслях промышленности импорт составляет более 50%. В станкостроении этот показатель достигает 95%.
По мнению президента Татарстана Рустама Минниханова, аккредитация новых компаний, готовых предложить республике инновации — единственный выход из ситуации, когда прежние зарубежные партнеры начинают отказываться от совместных проектов.
«Так получилось, что не все наши партнеры выполняют свои обязательства, поэтому мы должны максимально снизить риски. И найти форму работы с партнерами, чтобы они были тоже не поставлены в сложные условия, то есть, они должны иметь свои производственные территории в России, в том числе, в Республике Татарстан.
Мы готовы представить самые лучшие условия. Я думаю, что это будет взаимовыгодно. Мы, наша страна, ни от кого не закрываемся, никогда не закрывалась, мы открыты, но наши политические партнеры не всегда это оценивают. Хотя бизнес серьезно страдает", — говорит Рустам Минниханов.
Машиностроительный комплекс — наиболее важный для республики, в его рамках 25 предприятий выполняют работы в рамках оборонного заказа. За 10 месяцев 2014 года объем отгруженной продукции отрасли составил около 300 млрд рублей.
За прошедший год объем промышленного производства в Татарстане составил более 1,5 трлн рублей, в этом году показатель приближается к цифре 1,650 трлн рублей.
В 2013 году объем поставок с предприятий машиностроительного комплекса республики компаниям «РЖД», «Газпром», «Лукойл» составил 14 млрд рублей, за нынешний год эта сумма должна приблизиться к 15 млрд рублей.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: