Необходимость присутствия двукратного чемпиона мира в олимпийском составе сборной России не подвергалась ни малейшему сомнению, настолько высок его авторитет. «Новые Известия» побеседовали с одним из лучших защитников современного российского хоккея.
Илья, нынешний сезон казанский «Ак Барс» начал не слишком удачно. Да и сейчас команде не достает стабильности. Как пример, недавнее поражение от аутсайдера — подмосковного «Витязя». Что все-таки происходит с первым обладателем Кубка Гагарина?
— Согласен, мы пока никак не можем выйти на свой прошлогодний уровень, хотя регулярный чемпионат близится к развязке. Действительно не хватает стабильности. Хотя сразу скажу: у нас очень дружный коллектив, поэтому у наших отдельных неудач нет каких-то тайных причин. Возможно, дело в том, что в прошлом сезоне мы истратили очень много сил, а самое главное — эмоций. Сейчас, конечно, эмоционально мы уже отошли, но и потерянных очков не вернешь. Стараемся наверстать упущенное, но не всегда получается.
Для вас минувший год вообще получился фантастическим: выиграли Кубок Гагарина, чемпионат мира и стали отцом!
— Да, год получился на загляденье. Жаль только, что сына пока вижу редко. Он с супругой находится в ее родном городе Риге. Но скоро, надеюсь, семья приедет ко мне в Казань. Очень хочется, чтобы этот год сложился еще лучше предыдущего.
Вы имеете в виду победу на Олимпиаде в Ванкувере?
— Мне бы очень хотелось принять участие в Играх. Я включен в предварительный состав команды, но пока стараюсь не думать про Ванкувер. Сейчас живу играми за «Ак Барс». Расслабляться никогда нельзя. Надо в каждом матче доказывать Быкову и Захаркину, что я достоин места в сборной. Да если бы и не предстоящая Олимпиада, я бы все равно выкладывался на все сто процентов в матчах за свой клуб. По-другому просто не умею. Если не стараться каждый раз показывать свою лучшую игру, то зачем вообще выходить на лед?
Два года назад в Квебеке вы в первый раз стали чемпионом мира. А правда, что до этого ни разу не были на родине хоккея и не встречались на льду с канадцами?
— Правда. До Квебека как-то не доводилось. Вообще хоккей на маленьких площадках произвел на меня большое впечатление. Там проиграл одно единоборство, и у твоих ворот уже почти голевой момент. А с какой силой шайбы от бортов отскакивают?! Как пули. Там эти борта, кажется, из какого-то особого материала делают.
Подавляющее большинство специалистов считают, что главным конкурентом России в Ванкувере будут как раз канадцы. Согласны с таким безапелляционным мнением?
— Мне кажется, что такой точки зрения придерживаются в первую очередь журналисты. Просто привыкли, что судьба золотых медалей на последних чемпионатах мира решалась в противостоянии России и Канады. Но не забывайте, что шведы, финны, чехи привезут на Олимпиаду сильнейшие составы. Другое дело, что канадцы всегда были для нас принципиальным соперником. И мы для них с некоторых пор снова стали самым сильным раздражителем. У нас хорошая команда — Ковальчук, Овечкин, Малкин, Морозов… Да по-хорошему надо всех перечислить. И я уверен, что все ребята будут биться только за победу.
Вы настолько хорошо проявили себя на незнакомом льду Квебека, что клуб НХЛ «Атланта Трэшерс», за который выступает Илья Ковальчук, тут же захотел подписать с вами контракт. Да и вы вроде бы собирались уехать за океан, но тем не менее по-прежнему играете в «Ак Барсе». По какой причине ваш отъезд в НХЛ сорвался?
— Причин очень много, и я не хотел бы каждую из них озвучивать. Одна из них в том, что я не очень люблю перемену мест. Да и зачем куда-то уходить, когда у тебя и так все хорошо? Конечно, был соблазн попробовать себя в НХЛ, но в последний раз, взвесив все плюсы и минусы переезда, я решил остаться в Казани.
Но вероятность вашего отъезда остается?
— Понимаете, я уже несколько раз публично заявлял, что уезжаю. И всякий раз оставался. Предположим, что и сейчас скажу, что летом уеду в НХЛ, а в итоге останусь. Как это будет выглядеть? Нет, никаких прогнозов по поводу переходов делать не буду. На сегодняшний день я игрок «Ак Барса».
Между прочим, раньше ваше имя было тесно связано с другим клубом — московским «Динамо». Но вы все-таки уехали из родной Москвы и родного клуба…
— Вообще-то я воспитанник спартаковской хоккейной школы. А в Казань меня пригласил Зинэтула Хайдарович Билялетдинов. Это при нем я в 18 лет дебютировал в «Динамо». Вообще, в своей клубной карьере я почти
все время играл под руководством Билялетдинова. И совсем недолго поработал в «Динамо» с Владимиром Крикуновым и Владимиром Семеновым. Хотя, конечно, были и другие причины, по которым я перешел в «Ак Барс», но на этот счет я бы не хотел сейчас распространяться. Тем более что с тех пор прошло много времени.
А почему учиться хоккею начали в «Спартаке»?
— Начну с того, что мой отец — известный в прошлом хоккейный арбитр. Но сначала родители записали меня в футбольную секцию, поскольку она располагалась недалеко от дома. А мне эта игра почему-то пришлась не по душе. Однажды отец взял меня с собой на хоккей в Сокольники, и мне так понравилось, что я сказал родителям: «Хочу стать хоккеистом». Они не стали навязывать свою точку зрения. Надо сказать, что мы жили на Коровинском шоссе. До «Сокольников» или «Динамо» ехать было практически одинаково далеко. И как-то сложилось, что отдали предпочтение спартаковской секции. Тогда мне было 9 лет.
И сразу стали защитником?
— Представьте себе, да. Дело в том, что мои новые партнеры уже очень хорошо катались на коньках. А я на их фоне… Скажем так, не очень. Вот и поставили в оборону.
Почему решили поменять красно-белый свитер на бело-голубой?
— Когда я уже оканчивал спартаковскую школу, команда мастеров вылетела из высшей лиги. На семейном совете посчитали, что мне надо расти, а «Динамо» в то время было на подъеме. Меня приняли, и я стал играть одновременно за молодежный состав и за «Динамо-2». Тогда, кстати, познакомился с Лешей Терещенко, Игорем Щадиловым. Да вообще хороший был коллектив. С Терещенко и сейчас вместе играем за клуб и сборную.
Сейчас часто бываете в Москве?
— Приятно, конечно, отдохнуть в теплых странах, но домой к родителям заезжаю обязательно. Кроме того, у нас с папой принципиальное шахматное соперничество на протяжении многих лет.
Вы прямо какой-то фанат этой игры. Где-то даже видел ваше высказывание: «Никогда не откажусь от партии в шахматы».
— Я действительно не помню случая, чтобы отказался сесть за доску. Только вот играю в основном в отпуске. И моими главными соперниками являются папа и супруга.
А с хоккеистами не садитесь?
— По-моему, вообще ни разу не играл. Почему-то не доводилось. Слишком плотный график игр, тренировок, перелетов, а шахматы не терпят суеты.
Еще вы как-то говорили, что любите красиво одеваться, но терпеть не можете магазины одежды…
— Меня, как и многих мужчин, утомляют походы по магазинам. А для моей супруги это в радость. Во многом именно она и отвечает за мой гардероб. Хотя я такой человек, что могу за день несколько раз сменить костюм, а потом три дня ходить в одних и тех же джинсах…
Ваша жена рижанка. Нет соблазна со временем перейти в рижское «Динамо»? Не сейчас, конечно…
— Ну разве что ближе к завершению карьеры. А пока это в мои планы не входит. Да и играть мне бы хотелось долго. Но Рига мне нравится.
Любопытно, что первый матч на Олимпиаде Россия проведет как раз против Латвии…
— Ну и что? Вы хотите спросить, за кого будет болеть моя жена? Думаю, в любом случае она будет переживать за мужа.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: