— Для начала хочу отметить, что прошедший учебный год был знаковым для системы образования нашего города. Во-первых, началась реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и стратегии развития образования в РТ «Килэчэк», во-вторых — внедрение новых стандартов начального обучения, и в-третьих, все образовательные учреждения перешли на новую систему оплаты труда.
— А какие более конкретные задачи решались?
— Особое внимание уделялось созданию комфортной образовательной среды и сохранению здоровья школьников. В рамках реализации программы «Пятилетка здоровья» в 46 школах и 3 центрах здоровья работала экспериментальная городская программа «Тропинки здоровья».
Помимо этого, в Казани успешно реализуется проект «Формула здоровья: 2+2+1»: кроме 2 уроков физической культуры в школе, учащиеся еженедельно по 2 часа занимаются спортом на близлежащих объектах Универсиады. В каждой школе ежемесячно проводится не менее одного спортивного праздника.
— Для более чем 4,5 тысячи казанских 11-классников началась пора ЕГЭ. Как шла подготовка к единым госэкзаменам в этом году?
— Работу по подготовке к ЕГЭ мы проводили в течение всего учебного года. Если говорить об организационных мероприятиях, то на базе школ открыты 28 пунктов приема экзаменов, продумана логистика движения выпускников. С учетом объективных результатов ЕГЭ прошлого года нам полностью переданы полномочия по аккредитации общественных наблюдателей.
Что касается подготовки к самим экзаменам, то мы провели пробное тестирование по русскому языку и математике в 9-х и 11-х классах. На базе 39 общеобразовательных школ работают ресурсные центры по подготовке к экзаменам по 14 учебным предметам: это те школы, которые традиционно показывают высокие результаты и могут поделиться своим опытом с коллегами. На базе таких центров проведено около 200 обучающих семинаров, мастер-классов и тренингов для учителей, работающих в выпускных классах.
— Правда ли, что сейчас к ЕГЭ готовят не только выпускников, но и школьников начальных классов?
— Одним из аспектов подготовки к ЕГЭ является овладение технологией тестирования. И это можно и нужно делать, начиная с младших классов. Ведь от того, какой багаж знаний был получен в начальной школе, зависят дальнейшие учебные успехи школьника. Именно поэтому в этом году мы впервые провели мониторинговые исследования уровня знаний учащихся 4 классов по технологиям ЕГЭ с участием независимых экспертов.
В мониторинге приняли участие около 8 тыс. учеников (87,5% от всех учащихся 4-х классов). По результатам тестирования в пятерку школ республики, показавших лучшие результаты как по математике, так и по русскому языку, вошли казанские школы № 39 Вахитовского района, № 32 Кировского района, гимназия № 122 Московского района.
— Но проблемы у четырехклассников вес-таки есть?
— Да, ряд проблем есть, и над ними мы будем работать. Прежде всего, у детей недостаточно сформированы межпредметные знания и логическое мышление.
Отмечена также недостаточная готовность педагогов оценивать достижения учащихся с помощью контрольных измерительных материалов. Мы уже спланировали, какую работу будем проводить, чтобы помочь в этом плане учителям начальных классов.
— Есть ли нововведения при сдаче ЕГЭ в этом году?
— Несмотря на то что ЕГЭ проводится в штатном режиме, каждый год появляются свои особенности. Особенностями ЕГЭ-2011 можно назвать увеличение количества заданий, выполнение которых требует логического мышления и ориентации в повседневной жизни, а также запрет иметь при себе и использовать средства связи и электронно-вычислительную технику.
— Более половины всех 11-классников города выбрали в этом году обществознание в качестве дополнительного предмета ЕГЭ? Значит, все они пойдут в гуманитарии?
— Да, анализ предпочтений выпускников в выборе предметов позволяет предположить направления будущей профессиональной подготовки. Предметы естественно-научного цикла выбираются в качестве экзаменационных реже, чем гуманитарные. Но этот тренд вступает в противоречие с потребностью республики в специалистах, знания которых базируются на естественных и точных науках. Это означает, что нам совместно с вузами и работодателями предстоит продолжить работу по ориентации наших школьников на профессии, востребованные на рынке труда.
Для справки: ЕГЭ в этом году сдают 4754 выпускника. Для выпускников 11 классов обязательными являются 2 предмета — русский язык и математика, остальные предметы выпускники сдают по выбору. Среди дополнительных предметов по выбору лидирует обществознание — его 2670 человек. Физику как дополнительный предмет выбрало 1384 выпускников, Историю России — 708, биологию — 627, английский язык — 586, химию — 508, информатику — 387, литературу — 288, географию — 75, немецкий язык — 16, татарский — 6, французский — 2, испанский -1.
— Сохранились ли льготы для медалистов при поступлении в вузы?
— Льготы для медалистов при поступлении в вузы отсутствуют. Однако для нас, количество медалистов — это объективный показатель качества образования. Претендентами на награждение медалями «За особые успехи в учении» являются 297 казанских выпускников (6,7%), их них на золотую медаль претендуют 154 человека (3,3%), серебряную — 143 (3,1%). Кстати, эти показатели остаются стабильными на протяжении последних трех лет.
— С 11-классниками все ясно. А какие испытания ждут ребят, закончивших 9 классов?
— Второй год наши девятиклассники проходят государственную итоговую аттестацию в новой форме — «малый ЕГЭ». Мы одними из первых в республике начали этот эксперимент, что позволило отработать организационные механизмы проведения малого ЕГЭ во всех школах Казани. Участие в нем, безусловно, способствует адаптации школьников к такому формату аттестации и позволяет избежать срывов на экзаменах в 11 классе.
— В Казани активно развивается олимпиадное движение, есть ли значительные победы в этом году?
— Да, безусловно. В этом году количество победителей и призеров республиканского этапа Всероссийской олимпиады увеличилось с 250 (2010 год) до 279 человек (2011 год). Лицей № 131, лицей-интернат № 2 и лицей при КФУ — в тройке лидеров по количеству победителей республиканских олимпиад. Более того, по предварительным данным, количество победителей всероссийских олимпиад увеличилось с 28 до 39 человек.
Подводя итоги олимпиад прошлого учебного года, также нельзя не отметить победу команды школьников лицея № 159 в международном конкурсе по правилам дорожного движения в Македонии, учеников гимназии № 7 Булата Галиуллина на инновационном форуме «Россия, вперед!» в Сколково и Дианы Галаутдиновой на международной научно-инженерной ярмарке школьников в Лос-Анжелесе.
В августе на международном конкурсе водных проектов в Швеции честь России будут защищать воспитанники центра детского творчества «Танкодром» Олег Шамаев (лицей № 159) и Айгуль Хафизова (школа № 141).
— Если для выпускников наступила пора экзаменов, то для остальных школьников лето — долгожданные каникулы. Как будет организован детский летний досуг?
— Летний отдых детей — зона особого внимания. Качество работы в этом направлении — залог качественного образования наших детей.
На базе 157 школ города будут открыты пришкольные лагеря с дневным пребыванием детей. В них отдохнут около 19 тысяч человек. Для ребят будет организовано трехразовое питание, культурная и спортивная программа. Стоимость путевки в пришкольный лагерь (смена — 18 дней) составляет 1926 рублей, из них родители оплачивают всего 15% — 289 рублей.
Для школьников старше 14 лет будут открыты бесплатные лагеря труда и отдыха с охватом 1700 человек. Стоимость путевки такая же — 1926 рублей, однако родительская плата в этом случае взиматься не будет. Такой вид досуга сочетает в себе активный отдых и работу по озеленению школьных территорий.
Общее количество детей охваченных всеми формами отдыха и оздоровления в 2011 году составит около 28 тыс. человек.
— Будут ли тематические и профильные смены в пришкольных лагерях?
— Да, в пришкольных лагерях будут активно использоваться нетрадиционные формы работы: акции по пропаганде здорового образа жизни и профилактике асоциальных явлений «Иди по солнечной стороне жизни», конкурсы по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Красный, желтый, зеленый», познавательно-развлекательные программы, спортивные соревнования «Я, ты, он, она — мы здоровая страна!», турниры и экскурсии. При школах с татарским языком обучения и в загородных оздоровительных лагерях будут организованы профильные смены с татарским языком общения. Первая смена в летних оздоровительных лагерях открывается 5 июня.
— Какая работа ведется по подготовке школ к новому учебному году?
— Несмотря на то, что еще не завершен н ынешний учебный год, мы уже начали готовиться к следующему. В бюджете Казани на подготовку школ к 2011/2012 учебному году предусмотрено 37 млн руб.
Капитальный ремонт запланирован в 58 школах. В 208-ми будет проведен текущий ремонт. Сейчас ведутся работы по подготовке систем отопления к работе в зимний период, будет проведена частичная замена трубопроводов, систем водоснабжения и канализации.
Кроме того, ведется работа по установке приборов учета потребления энергоресурсов, оснащению общеобразовательных школ системами автоматической пожарной сигнализации. В 2011 году за счет бюджета города планируется установить 19 АПС, за счет республиканского — 73 АПС. После этого 99% школ будет оборудовано системой пожарной сигнализации.
— А как идет развитие информатизации образования?
— Казанские школы всегда были лидерами в этом процессе. При внедрении в этом году проекта «Электронное образование» учителя и школы получили более 8 тысяч ноутбуков и 2,5 тысячи компьютеров, оснащенных необходимым программным обеспечением. К началу учебного года в школы Казани еще дополнительно постпуит 1256 компьютеров и 151 комплект интерактивного оборудования. Таким образом, произойдет 100-процентное обновление компьютерного парка школ. К тому же, на базе школ открыто 7 центров компьютерных компетенций, где идет «тьюторское» обучение педагогов, проводятся мастер-классы и тренинги.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: