Самый безопасный вид транспорта становится ужасным
«Наша встреча проходит в чрезвычайных обстоятельствах. То, что происходит в этом году в гражданской авиации, — это очень тревожный сигнал… Я не хочу нагонять страха и делать сложные выводы. Но вы должны понимать сами: гражданская авиация, самый безопасный вид транспорта, становится ужасным, и люди не хотят куда-то летать», — начал встречу министр. И сразу назвал ответственных за чрезвычайное положение: «Мы вместе с вами в этом виноваты. Я хотел бы сказать, что в целом весь комплекс, начиная от министра, заканчивая пилотом самолета, который оказывается в сложной ситуации, — мы все вместе отвечаем за то, что происходит в гражданской авиации».
По словам Левитина, авиационное сообщество почему-то сразу в сложных ситуациях ссылается на отсутствие нормативной базы. «Но мы не можем написать в нормативной базе: „Запрещено летать выпившему пилоту“. Хотите? — неожиданно для присутствующих предложил глава Минтранса и продолжил: — Давайте это напишем и будем единственной страной в мире, где это будет написано. Алкотестеры давайте вам в кабину привезем. Будем заходить и давать вашим пилотам алкотестеры. Все к этому идет». По словам Левитина, получается, что когда все хорошо — это заслуга авиакомпаний, а когда наоборот, то виноват министр. «Да, я принимаю те проблемы, которые есть, и я за них отвечаю. Но вы то тоже должны отвечать за свои действия», — сказал Левитин.
Маленькая зарплата еще не повод
Затем министр перешел к проблемам небольших госавиакомпаний, которые не могут повысить зарплату пилотам, в результате чего их переманивают крупные игроки. Этот вопрос в течение встречи поднимался не один раз. Левитин посетовал, что повысить зарплату не получилось из-за низкого финансирования в последние годы. Но предложил более жесткий вариант: «Не хочешь — пиши заявление и уходи». Маленькая зарплата, по мнению Левитина, не повод халатно относится к своей работе. Такой же подход у министра и к владельцам небольших авиакомпаний: «Если что-то не получается — не возите людей. Приостановите деятельность и скажите: мы не можем. Но те вещи, которые происходят в этом году, говорят просто об одном: всем всё равно, лишь бы заработать. Не должно так быть». Он особо подчеркнул, что из-за бизнес-планов и коммерческой заинтересованности не должны страдать простые граждане, которые купили билет.
Глава Минтранса пожурил представителей Росавиации. Он обращался даже не к главе ведомства, а к присутствующим руководителям территориальных управлений. По информации министра, на местах сотрудники Росавиации проверяют авиакомпании «по-свойски». Но теперь, после случившихся в этом году катастроф, Левитин предупредил, что этого больше не будет. «Друзей здесь быть не должно. И если вам положено по работе проверить компанию, где ваши друзья, и вы не можете им сделать какие-то предписания, лучше уходите с работы или переходите в другой регион», — предложил министр сотрудникам Росавиации. «Вы проблемы друг друга знаете лучше, чем кто-либо. Тем не менее вы не докладываете об этом. Вам кажется — да ладно, летали 5−10 лет и еще полетаем? Не полетаем! И с каждым днем мы все больше видим, что не получится», — продолжил он.
Самолет должен помогать пилоту — летать, а не выпивать
Не получится полетать и у тех, кто не впишется в новые правила Минтранса. Левитин еще раз подчеркнул, что никаких уступок и отсрочек авиакомпаниям больше не будет ни по индивидуальным продлениям ресурсов самолетов, ни по обязательному увеличению авиапарков для регулярных пассажирских перевозок до 10 самолетов. Кроме того, добавил министр, не будет отсрочек и тем компаниям, которые не установят на свои Ан-24 и Ту-154 к 1 января 2012 системы предупреждения столкновения с землей, столкновения в воздухе и оценки рельефа местности. И здесь министр впервые публично высказал свою точку зрения, что это делается не потому, что российские самолеты плохие и на них нельзя летать. По словам Левитина, самолет должен не просто летать, а помогать пилоту, чего не могут сделать неусовершенствованные воздушные суда.
Завершая встречу, глава Минтранса снова вернулся к пьянству в авиации. «По пьянству говорить не хочется», — честно признался ми нистр, но добавил что, к сожалению, пилоты выпивать все-таки продолжают. Поэтому сейчас, по его словам, рассматривается вопрос по ужесточению ответственности за подобные случаи, в том числе с помощью введения обязательного алкотестирования пилота.
Василий Маринин
Деловая газета «Маркет»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: