В последнее время к нему добавился еще и биоэтанол. Вы спросите, что в этом нового, ведь производят биогаз во всем мире, причем давно?
Антон Миндубаев, старший научный сотрудник лаборатории химико-биологических исследований Учреждения РАН ИОФХ им. Арбузова КазНЦ РАН:
— А новизна нашей работы в том, что мы впервые использовали для увеличения продуктивности выработки биогаза стимуляторы брожения. Ими стали зеленая масса растения амарант и ростостимулирующий препарат мелафен.
Научная группа вуза занимается амарантом уже более 15 лет. А начал работу с этим веществом академик Александр Коновалов. Амарант не зря называют культурой XXI века. Это ценное пищевое, кормовое и лекарственное растение. Амарантовый белок по пищевой ценности не уступает белку мяса, а масло из его семян — ценное противоожеговое средство. К тому же амарант очень красив, им часто озеленяют клумбы. Но давно известно, что скот нельзя кормить сеном, состоящим из одного амаранта, поскольку он вызывает весьма специфическую реакцию — у животного в желудочно-кишечном тракте начинает интенсивно выделяться газ, и это приводит ко вздутию кишечника… Одним словом, скотоводы амарантом недовольны. Ученые же решили использовать это явление во благо. Вот так и возникло в изучении амаранта новое направление — стимуляция выработки биогаза.
И вправду, амарант резко сокращает подготовительную, непродуктивную фазу биометаногенеза (так по-научному называется получение биогаза) — так называемую «лаг-фазу». А при использовании малоценных субстратов (например, пивной дробины), добавка амаранта может увеличить содержание горючего компонента метана в газе в десять и более раз! Конечно, амарант для этой цели слишком дорогой. Ученые попробовали заменить его амарантовым жомом, из которого извлечено большинство ценных веществ, — он тоже простимулировал выделение газа!
Что касается мелафена, то это синтетический ростостимулирующий препарат, который впервые в стенах института получил химик Саитгарей Фаттахов. Это вещество усиливает рост сельскохозяйственных растений, а также микроорганизмов. Последнее для ученых было особенно интересно. Ведь метан выделяется именно бактериями. В результате здесь тоже наблюдалась стимуляция — с мелафеном содержание метана в газе достигает 75%! Причем действует мелафен в сверхмалых дозах.
Антон Минубаев:
— В последнее время мы попробовали стимулировать амарантом и мелафеном не только метановое, но и спиртовое брожение. И здесь нас ждал успех — оба стимулятора в нашем эксперименте увеличили выход спирта. Значит, их действие универсально. Это, пожалуй, важнейший вывод из нашей работы.
Но это еще не все. Сотрудники института исследуют и возможность сделать отходы производства биогаза (а это в основном канализационные стоки) менее токсичными. По словам ученых, токсичность стоков можно снизить и даже получать из них удобрение. То есть, результатом этой деятельности должна стать безотходная технология, решающая параллельно несколько проблем, — энергетическую, экологическую, проблему эрозии почв.
Антон Миндубаве:
— Как нам пришла идея заниматься этим проектом? Вообще-то, мы были в ужасе, когда сверху пришло распоряжение заниматься биотопливом. Не знали, как быть. А когда стало что-то получаться, возник интерес. Сейчас с этой темой не хотим расставаться.
В настоящее время для нас, молодых, самая большая трудность — побороть мнение людей. Поскольку проектом мы занимаемся недавно, многие авторитетные умы не принимают нашу работу всерьез. Но эту проблему мы преодолеем: результаты убедят любого!
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: