— Господин Зарч, благодарим, что согласились на интервью. 9 февраля у Вас состоялась встреча в Доме Правительства РТ с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым, в ходе которой глава республики выразил надежду, что Генконсульство Ирана будет и дальше «успешно продвигать» интересы республики в Иране и «сближать» Россию и Иран. Генконсульство Ирана в Казани существует 10 лет. Если подводить итоги десятилетия, каким оно было для сотрудничества Татарстана и Ирана, как Вы можете охарактеризовать этот период?
— Во имя Бога! (восклицание у мусульман, ред.) Прежде всего, выражаю Вам благодарность за предоставленную возможность общения с читателями. Успешные переговоры между Ираном и группой 5+1 и заключение соглашения по ядерной программе придали новую динамику и импульс во всех сферах, особенно в экономике, как во внутреннем измерении, так и в региональных и международных отношениях Ирана.
За прошедший год мы стали свидетелями серьезной конкуренции между европейцами во взаимодействии с Ираном. В этой связи особое положение занимают отношения Ирана с Россией. В 2016 году рост товарооборота составил 80\%, что естественно включает в себя и Татарстан.
Безусловно, открытие Генконсульства Ирана в Казани говорит о серьезной политической решимости Ирана к всестороннему развитию отношений с Татарстаном, отношения с которым имеют как длительную историю контактов двух народов, так и большие цивилизационные и культурные сходства.
Эти отношения на самом высоком уровне поддерживаются властями двух стран. Этот путь за прошедшие десять лет имеет как сильные стороны, так и области, над которыми следует поработать с точки зрения расширения связей в различных областях.
В культурной, политической, академической, научной, туристической и спортивной сферах наблюдается все увеличивающийся с каждым днем, рост.
В экономической сфере с учетом потенциала и имеющихся возможностей, в том числе в сфере развития экономического сотрудничества с различными провинциями Ирана, есть подходящая атмосфера для повышения существующих экономических отношений, так как успех в этом секторе отвечает интересам двух народов.
— И все же, если смотреть более детально, как Вы оцениваете существующие на сегодняшний день отношения между Татарстаном и Ираном? В каких сферах удалось достичь наибольших результатов, а над чем еще необходимо работать?
— Отношения развиваются во всех сферах. За прошедшие месяцы предприняты новые попытки развития экономического и гуманитарного сотрудничества. Экономическая делегация иранской провинции Хорасан-Резави посетила Казань. Были заключены и подписаны соглашения и декларации, в этом же направлении согласовывается визит делегации из провинции Зенджан.
Кроме того, в текущем году делегации из Татарстана совершат визиты в Иран.
На макроэкономическом уровне, опираясь на заявления официальных иранских источников в прошлом году компания «Татнефть» вошла в число нескольких крупных нефтяных компаний, которым удалось подписать с Ираном важные договоры в нефтяной сфере.
По моему мнению, самый большой успех и главное событие в отношениях за прошедшие десять лет — это визиты президентов двух стран.
— Ранее сообщалось, что между Ираном и Татарстаном может быть запущено чартерное авиасообщение, а в 2018 году — регулярные рейсы. Какая работа ведется в этом направлении? Кем, прежде всего, будет востребовано это направление — туристами, бизнесом, чиновниками?
— Установление прямого авиосообщения будет играть важную укрепляющую роль в развитии туризма и одновременно с этим облегчит торговлю. Разумеется, открытие регулярных рейсов требует либо наличия значительного количества граждан двух стран, либо бурного роста активности туристических компаний.
В настоящее время рассматривается возможность запуска прямого авиосообщения в летние дни и праздник Навруз, а также предоставление комплексных туров, включающих Москву и Казань.
Принимая во внимание рост на 54\% количества иранских туристов, посетивших Казань в 2016 году, это имеет многообещающие перспективы.
— Иранская компания Golrang претендует на статус резидента ТОР в Набережных Челнах. Может ли компания стать «первой ласточкой» в процессе более активного выхода иранского бизнеса на рынок Татарстана? На сколько, по Вашему мнению, промплощадки Татарстана — ОЭЗ, ТОРы, кластеры — интересны иранским предпринимателям? В каких направлениях Вы видите перспективы сотрудничества?
— Конечно, не только компания Golrang заинтересована в присутствии на татарстанском рынке, но и другие иранские компании также выражают свое стремление в данной связи. Недавно был открыт Центр иранских ковров в ТЦ ЦУМ, который в будущем также начнет функционировать еще в одном городе Татарстана.
Основываясь на официальной статистике, объявленной татарстанскими ресурсами, декларируемые преференции для размещения иностранных компаний в ОЭЗ «Алабуга» (в том числе освобождение от налогов на 10 лет), и кроме того, решение государства начать в будущем году строительство второй очереди этой ОЭЗ, говорят об успешности проектов привлечения иностранных инвестиций и позитивном настрое иностранных компаний по увеличению присутствия в Татарстане.
В этой связи возможность запуска совместных промышленных предприятий и производств, выпуск их продукции в регионе и выгоды от развитых возможностей и дешевой рабочей силы в Татарстане обуславливают ясную и позитивную перспективу для республики.
— На итоговой коллегии Госкомитета РТ по туризму глава ведомства Сергей Иванов заявил, что с 2015 года иранцы стали летать в Татарстан в 1,5 раза больше. Как Вам кажется, почему?
— Ситуация такова, что увеличение числа туристов одной страны в других странах помимо развития необходимой инфраструктуры туристической индустрии, такой как современный отельный бизнес, организованный транспорт, решение проблем безопасности, реклама и маркетинг, нуждается в росте взаимопознания народов об общих культурных и исторических точках и сходствах друг друга.
К примеру, несколько лет назад всего лишь небольшое количество жителей Ирана имели поверхностные знания и информацию о Казани.
За 2−3 прошедших года, игра Саида Маруфа, выдающегося волейболиста Ирана, и Сердара Азмуна, игрока иранской национальной сборной по футболу, в спортивных клубах Казани, и, как следствие, более частое упоминание Казани в иранских СМИ по причине отслеживания новостей этих двух спортсменов жителями и СМИ Ирана, постепенно привела к росту числа иранских туристов в Татарстане. Отсюда и рост числа иранских туристов в Татарстане на 54\%. Все взаимосвязано.
— В декабре 2016 года гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин заявил, что челнинский автогигант планирует возобновить сборку грузовиков в Иране. Ранее осенью сообщалось, что Иран заявил о желании разместить на своей территории производство по сборке вертолетов «Ансат», производимых на базе Казанского вертолетного завода. Прокомментируйте, пожалуйста, основной интерес Ирана в этих проектах. Как Вы их оцениваете?
— У КАМАЗа было плодотворное сотрудничество в сфере производства грузовиков и технических деталей в Тебризе, хотя, разумеется, эта деятельность имела взлеты и падения. В Иране приветствуется продукция этой компании.
Кроме того, некоторые иранские фирмы в провинции Хорасан-Резави, которые работают в таких экономических зонах как «Догарун», для транспортировки бизнесменов и инженеров, транспортных миссий, оказания помощи, охраны правопорядка и туризма выражают желание купить в Казани вертолеты «Ансат» и легкие самолеты.
Естественно также, что Иран, принимая во внимание соглашение по ядерной программе и снятие санкций, намеревается ликвидировать некоторые недостатки, проистекающие от недавних санкций.
— Вы живете в Казани уже несколько месяцев. Уже успели встретиться и с президентом республики, и с премьер-министром, и с Госсоветником РТ. Наверняка, посетили много интересных мест, познакомились с культурой и традициями республики. Вам понравился Татарстан? Люди, места? Какие у вас впечатления о республике, Казани?
— За то короткое время, что я нахожусь в Казани, всякий раз при посещении исторического места и при проведении культурной и политической встречи, я видел общие символы и имеющийся потенциал повышения двусторонних отношений.
Наряду с этим, положительный подход и всемерная поддержка государственных деятелей, особенно уважаемого президента, к расширению связей с Ираном в два раза усилили во мне чувство ответственности, и я надеюсь в будущие годы отношения в различных сферах будут процветать.
Беседовала Юлия Амочаева
Фото: prav.tatarstan.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: