Как минимум, две насущные проблемы татарстанской системы образования — дефицит рабочих специальностей и недостаточная интегрированность науки и бизнеса — по сей день отравляют жизнь республики.
Проблема кадров в республике
За прошедший год не потеряла актуальности проблема острого дефицита рабочих кадров. При этом в Татарстане, по словам министра образования и науки РТ Раиса Шайхелисламова, создана и действует одна из самых крупных в РФ систем довузовского профессионального образования: 97 учреждений начального и 81 среднего профессионального образования с общим контингентом более 110 тысяч обучающихся. Тем не менее, проблема пока решается только на уровне «как сделать так, чтобы не стало еще хуже», ведь, по словам министра, всего лишь «удалось сохранить объем подготовки рабочих». Объем, к слову, уже на протяжении нескольких лет для Татарстана недостаточный.
По словам Марата Галеева, председателя Комитета Государственного Совета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству, такое положение вещей неудивительно:
— Молодые люди не горят желанием пополнить ряды учащихся техникумов и лицеев. И дело не только в том, что по окончанию они не смогут иметь нормальную заработную плату. Методическая база этих заведений оставляет желать лучшего, наглядные пособия морально устарели. Кому захочется учиться в таких условиях, да и чему в таких условиях можно научиться? Даже если рассмотреть простой пример — как в большинстве случаев сегодня учится человек на тракториста? По наглядным пособиям, которые сохранились чуть ли не с советского времени! А ведь в то же самое время республика заключает договора с иностранными компаниями на поставку новой сельхозтехники в лизинг. Вопрос: как сможет этот обучавшийся на советских моделях выпускник техникума работать на современном оборудовании?
Решением вопроса, по мнению Марата Галеева, может быть пересмотр политики сотрудничества республики с иностранными компаниями, которые будут поставлять сельхозтехнику.
Марат Галлеев:
— Раз уж мы не развиваем создание тракторов новых моделей непосредственно в республике, то пусть хотя бы иностранные фирмы будут предоставлять наглядные пособия для обучения кадров. Такие условия легко предусмотреть в договорах, тем более, что для обучения можно использовать модели, уже бывшие в употреблении.
Впрочем, проблема хорошей заработной платы для специалистов рабочих специальностей тоже не последняя в списке причин, толкающих молодых людей на поиск альтернативы карьере рабочего. За последние 10−15 лет из-за низкого уровня оплаты труда произошел значительный отток квалифицированных мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин. По состоянию на 1 сентября 2005 года 21,1\% из них имели лишь начальное профессиональное образование, а это 397 человек. Сегодня в республике имеется 519 вакансий мастеров профобразования.
Раис Шайхелисламов, министр образования и науки:
— Нужно срочно решать вопрос о повышении заработной платы молодого рабочего. Без этого ориентировать молодежь на рабочие профессии невозможно. Тем более что молодые люди и так не спешат заполнять имеющиеся вакансии на рынке труда. Такая картина наблюдается в строительной отрасли, в сельском хозяйстве, по ряду заводских профессий. На совместной коллегии с министерством строительства мы проанализировали ситуацию с подготовкой рабочих строительных профессий. Получается, что даже те, кого мы уже обучили, не идут в строительство. Это обусловливается не только тяжелыми условиями труда, но и низкой заработной платой, утратой связей предприятий с учебными заведениями.
Выход из сложившейся ситуации министерство образования планирует искать в комплексном решении проблемы, в том числе и в заключении прямых двух- либо трехсторонних договоров «учебное заведение — предприятие — учащийся».
Раис Шайхелисламов:
— Это может стать самым эффективным способом регулирования рынка кадров. Однако прежде, чем нам удастся приступить к подобной модели работы, нужно ответить на еще один, весьма важный вопрос: каковы роли работодателя и министерства образования в решении проблемы дефицита рабочих специальностей?
Сегодня, по словам министра, работодатели делятся на две категории: малочисленную — те, которые идут на встречу и заключают договора на подготовку кадров и организуют производственное обучение, и многочисленную — те, которые считают, что готовить кадры должно государство.
Раис Шайхелисламов:
— На коллегии, которую мы проводили совместно с Минстроем, я был вынужден вступить в публичную полемику с одним из главных инженеров «Камаглавстроя» Николаем Типтяровым, который заявил, что специалистам «Камаглавстроя» некогда заниматься подготовкой кадров, поскольку они зарабатывают деньги. В его высказывании проявилась позиция большинства руководителей предприятий, которые не хотят участвовать в процессе подготовки кадров, вкладывая свои средства. Такая позиция обусловлена отсутствием соответствующего организационно-правового механизма, стимулирующего активность предприятий в деле подготовки кадров так, как это делается в ряде зарубежных стран (Германия). А потому первым шагом решения создавшейся ситуации можно назвать постановление правительства «О необходимости выработки республиканской концепции инвестирования предприятий в подготовку и переподготовку кадров», подписанное премьер-министром РТ 28 февраля 2006 года.
Впрочем, как заметил министр образования, и до этого постановления министерство пыталось ликвидировать давно возникший дисбаланс собственными силами, иначе ситуация выглядела бы еще плачевнее.
Раис Шайхелисламов:
— Только в 2005 году мы сократили прием по невостребованным специальностям на 890 человек в учреждениях среднего и на 820 человек в учреждениях начального профессионального образования.
Одновременно был увеличен прием по востребованным профессиям в СПО на 170 человек (программисты, мастер-строитель, специалисты для авиационной отрасли, мастера производственного обучения), в НПО на 240 человек (токарь-универсал, фрезеровщик, слесарь механосборочных работ). Чтобы понять, как в действительности обстоят дела, наши специалисты объездили предприятия республики и получили заказ только на 6 (!) новых рабочих специальностей. Начали подготовку электромехаников по лифтам, мастеров сухого строительства, ювелиров-монтировщиков, мастеров по лесному хозяйству, электромонтеров охранно-пожарной сигнализации, электромонтеров по ремонту линейно-кабельных сооружений телефонной связи. А ведь реальные потребности рынка труда гораздо выше.
Министерству образования в одиночку никак не справиться с проблемой формирования необходимых для республики кадров. Усовершенствование системы формирования госзаказа на подготовку кадров необходимо. По мнению министра, государственными заказчиками должны выступать Ассоциация промышленных предприятий, Торгово-промышленная палата, отраслевые министерства под руководством министерства экономики и промышленности и министерства труда и занятости Республики Татарстан.
Игорь Рассман, заместитель генерального директора регионального объединения работодателей «Ассоциация предприятий и предпринимателей»:
— Думаю, что все-таки здесь имеется в виду не сама Ассоциация, которая является юридическим лицом, а предприятия, которые в нее входят. Предприятия эти, к слову, уже давно могут сформировать свою потребность в тех или иных кадрах — трудность состоит не в этом. В настоящее время в республике отсутствуют механизмы, в частности, законодательные нормы, которые смогут обеспечить предприятию выполнение договора со стороны кандидата. Например, уже были прецеденты, когда предприятие тратило средства на обучение кадров, а эти кадры затем просто уходили на другое предприятие. И сделать с этим сегодня ничего нельзя — механизм защиты предприятия отсутствует.
Более того, по словам Игоря Рассмана, Ассоциацией неоднократно вносились предложения вернуться к советской системе распределения выпускников на предприятия.
Игорь Рассман:
— Особенно такое решение проблемы кадрового вопроса кажется оправданным для студентов бюджетного отделения. Видится справедливым подход, когда студент, получивший образование за государственные деньги, проработает в обязательном порядке 2 или 3 года на государственном предприятии. Однако это наше предложение всегда отклоняется министерством образования, где нам заявляют, что это «не конституционально». В то же время условия, в которых сегодня приходится работать предприятию, вынуждают понимать предложение министра как теоретически очень желательное, но недосягаемое в обозримом будущем практическое состояние.
Отрицает возможность осуществления государственного заказа на подготовку кадров через обозначенных министром государственных заказчиков и заместитель председателя правления ТПП РТ Валерий Герасимов:
— Останавливаясь на роли Торгово-промышленной палаты РТ как одного из государственного заказчика, нужно, прежде всего, отметить специфику ТПП РТ, которая объединяет представителей малого и среднего бизнеса. Формировать кадровый заказ для этих структур не так просто, как, например, для промышленных предприятий — нет необходимой прозрачности, подход к подбору сотрудников более индивидуален. Так что прежде, чем говорить о том, что ТПП действительно станет одним из заказчиков, необходимо разработать систему и механизм этой работы.
Говоря же вообще о государственном заказе на подготовку кадров, то можно сказать, что это предложение, прежде всего, сигнализирует о том, что проблема стоит чрезвычайно остро. Однако сказать, что госзаказ на подготовку кадров сможет стать эффективным решением проблемы, наверно, пока нельзя. Работа на определенном предприятии должна привлекать сотрудника, прежде всего, условиями труда, заработной платой, соцпакетом, а не быть навязанной ему силой. Без обеспечения привлекательных условий работы никакой госзаказ не сможет решить проблему кадров.
Словом, проблема подготовки кадров и обеспечения ими предприятий настолько глубока, что, по всей видимости, не решится и к следующей итоговой коллегии министерства образования.
Проблема науки в республике
Руководство РТ определяет развитие науки и высшей школы одной из своих приоритетных задач уже несколько лет. Однако на множество проблемных вопросов, существующих в этой области, ответов не найдено до сих пор. Так, за годы реформ серьезно пострадал сектор отраслевой науки и основная нагрузка по научным исследованиям легла на академические и вузовские научные центры. Однако до сих пор не прослеживается активная заинтересованность предприятий в привлечении ведущих научных коллективов вузов для совместного решения текущих и перспективных проблем их производственно-технического и экономического развития. Недостаточны масштабы и темпы оперативного привлечения ученых ко вновь возникающим проблемам практики
— Промышленные предприятия предпочитают ориентироваться не на научные разработки многочисленных вузов и НИИ РТ, а закупать импортные лицензии, патенты, технику и технологию. Сказывается и недостаточная восприимчивость экономики к новым научным разработкам в целом. Однако в существенной степени ситуацию усугубляет отсутствие комплексного механизма управления наукой, в том числе вузовской в целом, что не позволяет науке адекватно реагировать на имеющиеся импульсы инновационной активности республиканских предприятий. Создатели научной продукции и производственные предприятия, призванные ее реализовать, организационно и мотивационо разобщены, их текущие проблемы, условия и критерии деятельности во многом различны.
По словам Александра Голованова, не преодолен взгляд на вузовскую науку как на вспомогательный, а не основной инструмент повышения качества образовательного процесса. Низкий уровень бюджетной оплаты труда преподавателей заставляет их выбирать экстенсивные формы увеличения заработной платы путем дополнительного увеличения объема учебной нагрузки, различных видов дополнительных платных образовательных услуг.
Александр Голованов:
— Чисто научная деятельность, даже выполняемая на высоком профессиональном уровне, также лишена особой материальной привлекательности. Слабое финансирование науки приводит к тому, что из нее уходят перспективные молодые кадры. Это один из острейших вопросов: сегодня в научных организациях ежегодно закрепляется лишь 3,5 тысячи молодых специалистов, в то время, как средний возраст исследователей, имеющих научную степень, неуклонно приближается к пенсионному. Система формирования приоритетов бюджетного финансирования недостаточно эффективна вследствие не только недооценки фундаментальной науки как базового компонента развития республиканской инновационной системы, но и из-за отсутствия механизма реализации определенных государством приоритетов научно-технического развития.
Даже этих проблем хватает, чтобы понять, насколько остро стоит вопрос дальнейшего развития науки в республике. А ведь и это далеко не все — еще никак не решается проблема лабораторного оборудования, без которого не может нормально существовать ни один технический вуз. По словам Александра Голованова, с начала 90-х годов государство практически перестало финансировать эти важнейшие статьи бюджета образовательных учреждений.
Раис Шайхелисламов:
— В то время, как за рубежом основной научный потенциал, как известно, заключен в вузовские науки, этого нельзя сказать о научном и инновационном потенциале российских вузов. В вузах имеются огромные резервы развития фундаментальной и прикладной науки, но этот потенциал до сих пор не реализуется даже на 50\%. В связи с этим министерством образования и науки приняты ряд решений, направленных на создание соответствующей инфраструктуры. При министерстве созданы научно-технический совет, в состав которого входят известные ученые, представители фундаментально-прикладной науки всех ведущих вузов республики, представители крупных предприятий, бизнеса и институтов гражданского общества.
Будет ли этих мер достаточно для того, чтобы решить проблему, когда научные разработки идут в «архив», а не в технопарки и на предприятия — для практической реализации, неизвестно.
Александр Голованов:
— Пока в этом вопросе не достает консолидации общих усилий и координации деятельности различных организаций и ведомств. А ведь научные школы университета, технологического университета, технического университета, обладают огромным научным потенциалом, который мог бы приносить тем большие прибыли, если был бы объединенным.
Эта сторона научного вопроса пока остается открытой, тем более что министр образования видит и другие возможности решения проблем.
Раис Шайхелисламов:
— Одно из серьезных направлений национального проекта образования связано со стимулированием инновационных образовательных учреждений высшего профессионального образования. В рамках этого проекта будет поддержано 20 вузов за 2 года и на эти цели РФ планирует направить 20 миллиардов рублей. Для участия в этом конкурсе вуз должен обладать серьезным инновационным потенциалом. В Минобрнауки РТ идет содержательный диалог с Федеральным агентством по образованию и науке. Подготовлено соглашение о сотрудничестве, определены приоритетные направления совместной деятельности, в состав которых включены проекты по развитию высоких технологий, создание вузовских центров трансфера технологий, поддержка университетских комплексов и научно-образовательных кластеров на условиях паритетного финансирования.
Реформы
Справедливости ради стоит отметить, что специалисты министерства образования и в самом деле изо всех сил стараются решать возникающие трудности — что ж делать, если трудностей слишком много? Помимо обозначенных старых, наболевших и не решенных проблем, в республике с каждым годом появляются новые. Так, не очень складывается в Татарстане с проведением ЕГЭ.
Раис Шайхелисламов:
— На фоне РФ результаты первого по математике и русскому языку близки к лидерским. По физике и химии оказались ниже. Значит, есть проблемы с физическим и химическим образованием. Чем объясняется отставание? Многие субъекты Федерации участвуют в ЕГЭ не менее 5−6 лет. Этот опыт позволил им сделать выводы раньше, и они предприняли необходимые организационно-педагогические меры по совершенствованию качества образования. Нам проанализировать свой опыт еще только предстоит
В этом году ЕГЭ будет по пяти предметам, кроме математики, русского языка, физики, химии будет еще и биология. А ожидаемое количество участников ЕГЭ не менее 30,0 тыс. чел. (75\%). Впервые выпускник будет поступать в высшее учебное заведение только путем сдачи единого государственного экзамена. Впрочем, далеко не все научные деятели оптимистично принимают такое всеобщее увлечение ЕГЭ.
Олег Синяшин, член-корреспондент РАН, директор ИОФХ им. Арбузова:
— Сказать, что я не принимаю реформу образования в целом, значит сказать неправду. Время, когда реформа в образовании и науке стала необходима, пришло. Другое дело, что она не должна быть такой резкой. Допустить разрушение фундаментальных ценностей нашей науки и образования никак нельзя. Даже если рассмотреть вопрос о едином государственном экзамене, возникнет множество спорных моментов. Так, ни один такого рода экзамен не сможет выявить талантливого ученика, оценить по-настоящему всю глубину его знаний. Я не против такого подхода, я за то, чтобы все новое было в меру и не разрушало хорошее старое, а улучшало. И когда говорят сегодня о том, что ЕГЭ — это единственный критерий, чтобы оценить знания поступающих абитуриентов в вузы, я с этим категорически не согласен. Параллельно ЕГЭ должны обязательно остаться обычные экзамены и, конечно, традиционные олимпиады. Потому что выявить подающего большие надежды ученика еще со школьной скамьи и потом «вести» его — это большая удача.
Напоследок хочется отметить, что всегда существовавшие проблемы национального образования стали уже настолько привычными, что их никто не называет острыми. Однако они никуда не делись: детских садов по-прежнему не хватает, финансированием школ недостаточно, заработная плата преподавателей, несмотря на все вводимые надбавки, чрезвычайно низка. С постоянным наличием этих проблем, видимо, придется смириться -уровень увеличения финансирования сферы образования не допускает других мыслей. В самом деле: за 2005 год отраслевой консолидированный бюджет по разделу «Образование» исполнен в размере 16 192,1 млн. рублей, что составляет 101\% от плана 2005 года. На 2006 год определен объем в 16 377,5 млн. рублей. Проблемы же растут с каждым годом в геометрической прогрессии.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: