Новости
12 Октября 2005, 14:31

Храмы Казани. Часть IV

TatCenter.ru представляет четвертую публикацю из серии, посвященной храмам Казани. История памятников татарской архитектуры в стиле классицизма и романтизма — в фотографиях и исторических опусах. Сегодня — мечети Иске-Таш, Галеевская и Султановская.

ИСКЕ-ТАШ (ул.Гафури, 34а)

Иске-Таш в ауле Маскара Малмыжского уезда Вятской губернии была одной из нескольких десятков мечетей, построенных в аулах России. Она была построена на средства Габдуллы Абдулсалямовича Утямышева в 1802 году, через четверть тысячелетия после взятия полками Ивана IV Казани. К этому событию, скорее всего, и было решено начать строительство храма.

По преданию и некоторым историческим материалам, дошедшим до наших дней, после падения Казани к московскому государю обратились беки и мурзы, служившие в войске юного царя, с просьбой захоронить павших защитников города по мусульманским обычаям. Погибших воинов свезли и похоронили в одной из священных рощ недалеко от озера Безымянного. А чтобы место это не забылось и не стерлось из памяти, положили на захоронение большой камень-валун. По письменам Каюма Насыри, позднее поставили на этом месте деревянную мечеть, куда правоверные ходили не только принести молитву Всевышнему, но и поклониться праху защитников державы и веры.

В 1801 году при закладке фундамента новой мечети был найден древний камень-валун. Так и получила свое название мечеть Иске-Таш — Старокаменная.

Камень поместили в молельном зале, чтобы люди могли поклониться праху своих предков. В 1830—1840 годах мечеть была расширена и перестроена по проекту архитектора Александра Шмидта. На протяжении XIX века имам-хатыйбами мечети служили представители династии Амирхановых — видный богослов и историк Хусаин Амирхан и его сын, педагог-новатор и просветитель Мухаммадзариф Амирхан. В семье этого священнослужителя родился выдающийся татарский писатель Фатих Амирхан. В приходе мечети Иске-Таш стоял его одноэтажный деревянный дом, который в первые два десятилетия XX века был культурным центром не только Старо-Татарской Слободы, но и всего города.

В 1893—1931 годах обязанности второго, а затем и старшего муллы исполнял поэт Мухаметсадык Шагиахметович Иманкулов.

В 1931 году Иске-Таш была закрыта. В годы советской власти в помещении мечети размещались школа и склады. В 1994 году после реставрации мечеть была снова возвращена общине верующих.

Старокаменная мечеть никогда не меняла своего названия, в отличие от мечетей Марджани или Галеевской и достояла до нашего времени с первоначальным минаретом.

В 1995 году обязанности имам-хатыйба Старокаменной мечети легли на плечи Равиля-хазрата Валиуллина. С его приходом Иске-Таш стала единственной мечетью, где бесплатно могли пройти обучение женщины-пенсионерки. Каждый год здесь получали мусульманское образование 300−350 женщин.

В 2004 году мечеть подверглась нападению. Трое молодых людей, выбив окна на втором этаже, проникли внутрь и похитили религиозные книги и деньги.

В плачевом состоянии находится мечеть на сегодняшний день. Пустуют комнаты и молельни, рушатся стены, нет ни канализации, ни воды. Прочитать намаз здесь могут только те, кто совершил омовение заранее.

По словам имам-хатыйба мечети Равиля-хазрата, если положение дел не изменится, в следующем году этот храм со знаменательной историей придется закрыть.

ГАЛЕЕВСКАЯ (ул. Тукаевская, 40/22)

После отмены в мае 1767 года императрицей Екатериной Великой запрета на строительство в Казани мечетей, на углу улиц Сенной и Тихвинской, ныне Парижской Коммуны и Тукая, выросла на месте ветхой деревянной мечети новая каменная. Первое название «Мечеть Мусы бая» она получила в честь купца Мусы бин Муслима бин Мамяша ас-Сердави, пожертвовавшего средства на постройку в 1798—1801 годах. Мечеть называли «Пятой соборной» и «Мечетью Сенного базара». Это пятая по счету каменная мечеть в Казани и располагалась она недалеко от базара.

К концу XVIII века была выстроена средняя часть мечети, включавшая два молельных зала и узкий вестибюль. В 1882 и в 1897 годах на средства купцов Ибрагима Уразаева, Мухаммадзяна Галеева и Исмагила Иманкулова мечеть была расширена пристройками с северной и южной сторон.

В те же годы имам-хатыйбом мечети был общественный и религиозный деятель, ученый-теолог, педагог-реформатор, муфтий Оренбургского магометанского духовного собрания Галимджан Галеев, поэтому мечеть стала называться Галеевской.

Вместе со своим отцом Мухаммадзяном Галеевым в 1882 году он учредил медресе «Мухаммадия». В 1883 году недалеко от Галеевской мечети было построено одноэтажное здание медресе, надстроенное в 1885 и 1886 годах двумя этажами. Медресе «Мухаммадия» отличалось от многих казанских медресе — наряду с традиционным изучением богословских предметов здесь впервые за всю историю Казани стали преподавать светские науки. Медресе приравнивалось к религиозным учебным заведениям Западной Европы. В первое десятилетие XX века в медресе обучалось до 500 шакирдов. Получили образование в «Мухаммадии» видные представители татарской интеллигенции: Галиасгар Камал, Карим Тинчурин, Фатхи Бурнаш, Ахмет Исхак.

Медресе и мечеть славились не только в Казани, но и в России. Однако, несмотря на это, мечеть была закрыта в 1931 году. Был разобран минарет, сломана башенка в южной части, произведена перепланировка этажей. Интерьеры того времени не сохранились. До 1992 года в здании размещалась гостиница. А в 1992 году мечеть передана верующим. С этого года имам-хатыйбом мечети является Наиль-хазрат Яруллин.

В 1998 году в ее стенах был образован Российский исламский университет, а сейчас в мечети размещается и женское общежитие медресе.

СУЛТАНОВСКАЯ (ул. Тукая, 14/19)

Более 130 лет стоит культовое здание с высоким минаретом и галереей на нем. Как и многие казанские мечети, имеющие более чем вековую историю, Султановская мечеть называлась по-разному. Свои первые названия «Мечеть Зиганши» и «Усмановская» этот памятник татарской архитектуры получил в честь казанского купца Зиганши Бикмухаммадовича Усманова, выделившего средства на строительство мечети в 1868 году.

Первый намаз в мечети прочитал выдающийся религиозный и общественный деятель, историк, педагог и проповедник Шигабуддин Марджани. Он же установил и направление на Мекку при строительстве.

Очень интересна архитектура мечети. Вход расположен на углу пересечения улиц в основании минарета. Стрельчатые арки, восточные узоры и декоративные окна на втором этаже созданы в стиле национального романтизма. С момента постройки территория мечети была обнесена, как и в настоящее время, сплошной кирпичной оградой.

В 1931 году мечеть была закрыта. Минарет был снесен при закрытии мечети и восстановлен лишь в 1990 году. В советские времена большой зал был разделен на несколько этажей. В 1994 году мечеть возвращена общине верующих. Имам-хатыйбом мечети стал Камиль-хазрат Бикчентаев.

На первом этаже Султановской мечети сегодня находится молельный зал, а на втором — школа-медресе с классами для девушек и юношей. Внутри мечети многое было восстановлено руками самих мусульман. В настоящее время продолжается реконструкция внешнего облика мечети.

В публикации использованы материалы книг К. Синицыной «История Татарстана и татарского народа», Л. Девятых «Из истории Казанского купечества» и информация, предоставленная ДУМ РТ, Имам.ру.

Новости
19 Мая 2022, 18:05

Туристический кешбэк для неработающих пенсионеров не нашел поддержки

В Ростуризме не поддержали инициативу депутатов Госдумы.

В Ростуризме посчитали избыточным внесение в программу туристического кешбэка отдельной категории — неработающих пенсионеров. Ранее с инициативой 50%-ного туркешбэка выступили депутаты Госдумы.

По словам главы ведомства Зарины Догузовой, подобная дифференциация может стать толчком для мошенничества на программе. Кроме того, увеличение размера выплаты для отдельных категорий граждан и видов поездок невозможно без выделения дополнительных средств федерального бюджета.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: