10 июня совет по массовым коммуникациям при Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ рассмотрел законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях защиты прав и законных интересов обладателей информации».
Инициатор и организатор написания этого документа — информационное агентство «РИА Новости» называет его «законопроектом о плагиате». Его цель — решить проблему воровства информационных сообщений, объясняет заместитель гендиректора «РИА Новости» Леонид Бурмистров: «Ежедневно у нас перепечатываются десятки и сотни новостей, и здесь мы почти беззащитны, потому что мы не владеем правами на собственный информационный продукт. Ведь новости в отличие от статей не объект авторского права».
Юристы, опрошенные «Ведомостями», называют законопроект курьезным и однобоким. «Доступ к информации может быть ограничен федеральным законом и исключительно в соответствии с определенными критериями, — указывает управляющий партнер юридической компании „Тулубьева, Осипов и партнеры“ Виктор Осипов. — А информагентства хотят самостоятельно решать, кто может передавать информацию, кто — нет. Это уже ущемление прав граждан на информацию».
Эксперты TatCenter.ru прокомментировали ситуацию с авторским правом на новости.
Александр Юртаев, начальник информационно-аналитического управления Аппарата Кабинета Министров РТ:
— К инициативе информационных агентств отношусь отрицательно. Новость имеет характер фотографии, она просто отображает действительность и у нее не может быть авторского начала. Монополия на новости может быть связана с фильтрацией информации. Разница между информационными агентствами может состоять только в скорости сообщения. Получается, что кто быстрее сообщит, тот и будет считаться автором новости.
В любом случае вводить авторское право на новости — это глупая затея. Давайте тогда установим авторские права на погоду, ведь новости — это своего рода термометр, определяющий погоду в обществе. Не только в России, но и в мире существует другая проблема, связанная с новостями. Она заключается в дублировании новостей. Новостей на самом деле очень мало, ведь новость очень трудно создать. Для этого должно что-то произойти.
А с возникновением авторского права на новость будут разбирать, кто какое слово написал в новости, а это можно обсуждать бесконечно. ИА «РИА Новости» тоже, кстати, производит много чуши под видом новостей. Сейчас нужно увеличивать новостное пространство, а не задумываться над вопросами об авторском праве.
Елена Миронова, главный редактор русской ленты новостей ИА «Татар-информ»:
— Законодательство практически не имеет рычагов влияния на интернет-пространство. Авторство новости сложно доказать, ведь достаточно изменить в первоисточнике одно слово, и автор становится другой. Наше агентство с «воровством» наших новостей сталкивается каждый день, поэтому я считаю, что авторское право в отношении новости должно быть. С появлением соответствующей юридической базы доказать авторство новости будет легче. А вообще должно измениться само отношение к перепечатке чужих новостей. Это должно стать неприемлемым и неприличным.
Эльмира Гайнутдинова, директор Делового центра РТ — интернет-портала TatCenter.ru:
— Я считаю, что это бредовая идея — оценка информационным агентством новостных публикаций как бизнес-продукта. Трудно представить интернет, в котором стали действовать запреты на публикацию новостей. Даже если будут внесены изменения в законодательные акты с целью защиты авторского права, ничего не изменится.
Смысл работы информационного новостного агентства в общедоступности публикуемого материала. Если каждую новость расценивать как коммерческий продукт, то лучше начать производить аналитические исследования и продавать их. Тогда и название надо поменять и назваться аналитическим агентством, а не информационным агентством.
Другое дело, что при перепечатке новостного сообщения должен быть указан источник. Это уже этическая сторона вопроса и относится к компетенции руководителей.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: