На фоне захлестнувшей весь мир глобализации образование за рубежом пребывает на пике популярности. За границу едут по разным причинам: кто-то чтобы расширить кругозор, кто-то за определенными знаниями (улучшение языка либо получение более высокой квалификации), а кто-то просто потому, что это модно и престижно; некоторые считают, что можно будет применить полученные знания на практике, оставшись после учебы работать в этой стране. Во всяком случае, по какой причине бы вы ни собрались, подобная поездка оставит неизгладимый след в вашей душе и пополнит ваш словарный запас.
Учись, студент
Первый вопрос, который начинают задавать студенты, поставившие себе цель оправиться учиться за рубеж, — к кому обратиться и предложить свой интеллектуальный капитал в обмен на опыт зарубежного обучения. Существует несколько путей. Студенты имеют возможность подать заявление на получение гранта в Министерство образования и науки РТ. Отбор претендентов осуществляется на конкурсной основе: уже для того, чтобы лишь подать заявку, необходимо оформить внушительный пакет документов в родном вузе.
В их числе представление (или рекомендация), подписанная высшим руководящим составом университета, список имеющихся научных публикаций и полученных дипломов и сертификатов об участии в научных конференциях и конкурсных проектных работах. Также учитывается средний балл зачетной книжки. Первым этапом самого конкурса является языковой тест, принимаемый университетами той страны, на учебу в которой студент подает заявку.
Если тестируемый набирает необходимый проходной балл, то он приглашается на собеседование, при успешном прохождении которого зачисляется в программу. Также можно попробовать связаться с международным отделом родного альма-матер на предмет того, какие программы предлагают они, на каких условиях, с какими университетами уже существуют договоренности об обмене
Однако взять и уехать сразу не получится. Здесь возникают определенные трудности. Но для человека, который все обдумал и решительно настроен на получение новых знаний и возможностей, это не станет большой проблемой.
Аида Багаутдинова, студентка КГТУ им. А.Н. Туполева:
— Самая главная сложность, на мой взгляд, связана с оформлением необходимых документов внутри самого вуза. К сожалению, очень мало университетов, где была бы четко отлаженная и работающая схема по отправке студентов за рубеж.
Нужно быть готовым к тому, что у разных представителей администрации могут быть различные взгляды на формулировки тех или иных бумаг, на их перевод и на сам процесс оформления. Так что самое главное на этом этапе — запастись терпением и приготовиться к бесконечным исправлениям и корректировкам.
Но все волнения с лихвой окупаются ни с чем не сравнимым опытом обучения не просто в другой стране, но в другой культуре, в другой образовательной системе. Опыт как академический, так и коммуникативный, полученный во время подобной поездки, останется с вами на всю жизнь, так что не стоит опасаться предстоящих трудностей — все они стоят затраченных вами усилий.
Купи себе программу
Гранты не единственный путь получения образования за рубежом. Другой — покупка программы в специализированных образовательных центрах. Как прокомментировали TatCenter.ru в Учебной группе «Знание-Центр», образовательная поездка за рубеж приобретает все большую актуальность в настоящее время. Опыт и знания, которые студенты получают в ходе обучения за рубежом, бесценны.
Любая образовательная поездка, даже на очень короткий срок, дает возможность совершенствовать свои знания и навыки в той или иной области, расширяет кругозор, учит самостоятельности, приносит много новых знакомств и связей, и, конечно, способствует освоению и совершенствованию чаще всего английского или другого иностранного языка. Именно поэтому наблюдается увеличение спроса на обучение за рубежом как среди детей и подростков, так и среди студентов и работающих специалистов. Хотя разобраться в многообразии зарубежных учебных программ бывает очень не просто.
Юлия Кузнецова, консультант по образованию за рубежом Учебной группы «Знание-Центр»:
— Существует огромное количество разнообразных программ. В принципе, их можно разделить на две большие группы: языковые и академические. Языковые программы связаны с изучением того или иного иностранного языка. Существуют программы общей языковой подготовки (20 уроков в неделю), интенсивной языковой подготовки (от 28−30 уроков в неделю), программы подготовки к различным экзаменам, например IELTS или TOEFL, программы по изучению иностранного языка для делового общения, например, бизнес-английский, иностранный язык для специалистов в конкретной области, индивидуальные программы подготовки и другие.
Студент может также сочетать языковой курс с занятиями различными видами спорта, стажировкой в компании, отдыхом и экскурсиями, которые чаще всего также носят образовательный характер. Но, безусловно, выбор программы зависит от целей, которые ставит перед собой студент. Если он хочет просто подучить язык и познакомиться с культурой другой страны, это будет один языковой курс. Если ему необходимо подготовиться к поступлению в зарубежный университет, то это будет уже другой курс.
Академические программы предназначены для тех, кто хочет получить академическое образование за рубежом: получить среднее образование, степень бакалавра или магистра. Зарубежные учебные заведения предлагают программы из различных областей. Наибольшим спросом пользуются программы, связанные с бизнесом, менеджментом, экономикой и финансами, а также гостиничным делом.
Сколько стоит?
Цена вопроса будет зависеть от ряда условий: продолжительность поездки, тип учебной программы, дополнительные компоненты программы, страна и выбранный вуз. Продолжительность обучения может составлять от 1−2 недель до 1 года и нескольких лет. Год пребывания за рубежом обойдется в среднем от $30−35 тыс., включая все расходы по обучению, проживанию, питанию, страховке, трансферам
Учиться никогда не поздно
Желающих получить образование за рубежом, как выяснилось, в республике предостаточно. Так, по данным Министерства образования и науки РТ, в 2006 -2007 годах 327 студентов, аспирантов, молодых ученых республики прошли обучение в ведущих образовательных и научных центрах, из них 89 студентов и аспирантов — в вузах США, Великобритании, Германии. В 2007- 2008 учебном году на обучение и стажировку в российских образовательных и научных центрах экспертной комиссией отобраны 122 человека, из них 74 — на обучение в зарубежных центрах.
Впервые сформирована проектная группа по направлению «нанотехнологии» в количестве 64 человек, из которых 47 — студенты старших курсов, аспиранты и молодые ученые ведущих вузов республики, а также группа учителей английского языка учреждений общего среднего образования в количестве 83 человек, из которых 36 педагогов в возрасте до 35 лет.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: