Основным вопросом прошедшего в пятницу заседания Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству было рассмотрение ко второму чтению парламента Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково». Наш комитет рекомендовал Государственной Думе РФ данный законопроект, с учетом поправок, к принятию во втором чтении.
Входе этого обсуждения проекта, депутат Госдумы, ученый с мировым именем, лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов напомнил, что даже в непростые послевоенные годы в довольно короткие сроки в СССР была реализована более масштабная задача — прорывной «атомный проект», и он, по мнению Алферова, должен стать примером для «Сколково», особенно в части концентрации усилий со стороны государственных органов власти.
«Сколково» — это новый вид бизнеса для России, которого в нашей стране как такового пока нет. Этот бизнес — прикладная наука, ориентированная на рыночный заказ, при этом научные идеи и разработки продаются в виде прав на технологии. Но, с другой стороны, у нас пока нет и промышленности, основанной на новых технологиях. А ведь это главные составляющие инновационной экономики. Именно поэтому мы и должны запустить, пока еще есть время, эти новые для нашей страны рыночные инструменты и механизмы.
И здесь центр «Сколково» как раз и должен стать своего рода «университетом» инновационной экономики, фабрикой передовых разработок, фундаментом постиндустриальной промышленности на базе прорывных технологий.
Для создания и функционирования «Сколково» предусмотрены особые условия, которые сочетают в себе наиболее передовые решения в сфере градостроительства, разработаны специальные правила взаимодействия между лицами, как российскими, так и зарубежными, которые будут работать на территории центра, а также набор преференций для организаций, осуществляющих в нем свою деятельность.
Так, предлагается освободить на несколько лет участников проекта от уплаты НДС и налога на прибыль организаций, а управляющую компанию центра — от уплаты земельного налога. Кроме того, будут видоизменены формы уплаты страховых взносов в фонды социального и обязательного медицинского страхования. Но при выходе организаций на определенный уровень прибыли льготы будут «обнуляться», поскольку бизнес становится самодостаточным и далее «подпитывать» его бюджетными средствами уже нелогично.
С макроэкономической точки зрения, в нашей стране последовательно продолжается работа по снижению регулятивной нагрузки на инвестиционные фонды, а также либерализация экспорта инновационной продукции, что очень актуально, учитывая сохраняющиеся на настоящий момент довольно сложные процедуры по ее таможенному оформлению.
В правительстве РФ рассматривается также комплекс мер по пересмотру корпоративного законодательства, включая новую организационно-правовую форму для венчурных инвесторов — Limited Liability Partnership (Товарищество с ограниченной ответственностью). Ведется работа по обеспечению непрерывности функционирования всех звеньев инновационной цепочки — так называемого «инновационного лифта»: НИОКР — Start up — Коммерциализация. Все эти названные мною направления как раз и будут в первую очередь реализовываться на базе проекта «Сколково».
— Резонно задать вопрос: что может дать данный проект для России в целом и для Республики Татарстан, в частности?
— Повышение конкурентоспособности нашего государства на международной торгово-экономической арене требует согласованных действий не только федерального правительства, но и региональных властей всех уровней. В России уже получили правовое подкрепление механизмы создания и развития благоприятного инвестиционного климата и содействия инновационной активности. Активно, отвечая на вызовы времени, совершенствуются региональные законодательства.
В этом аспекте наша республика была и остается передовым регионом в становлении и развитии институтов инновационной деятельности. Напомню, это и Инвестиционно-венчурный фонд, и технопарк «Идея», и технополис «Химград», а также недавно открытый Парк высоких технологий «IT-Парк». Уверен, что еще немало подобных проектов в Татарстане будет еще реализовано в самом ближайшем времени.
Возвращаясь к теме «Сколково», в первую очередь следует акцентировать внимание вот на чем. Тем, кто хотел бы начать свой бизнес, не придется ждать, когда будет создана инфраструктура в самом «Сколково» (понятно, что это дело 2−3 лет). Идея сможет быть осуществлена, как говорится, «безвыездно», так как в законе прописывается — льготы распространяются и на другие проекты, отобранные по принципу «Сколково», но реализация которых будет вестись не на территории иннограда, при этом полностью отвечая требованиям к «участникам проекта».
К примеру, такое наверняка будет возможно в создаваемом в Казани с участием «Роснано» Нанотехнологическом центре на базе технопарка «Идея». Этот наноцентр как раз займется поддержкой компаний, работающих в сфере инновационных разработок, а также организацией внешнего финансирования для развития их производств. К проекту будут подключены мощности и технополиса «Химград».
Вообще, в Татарстане в настоящее время реализуется почти 200 инвестиционных нанопроектов. Комплексная программа по развитию наноиндустрии на период до 2015 года, принятая правительством республики, оценивается в сумму свыше 180 млрд. рублей. Производственно-технологический потенциал нашей республики, последовательность нашего правительства в продвижении и реализации стоящих перед ним задач показывает, что эта программа будет успешно и в срок выполнена.
— Тема инноваций вам очень интересна. Не в последнюю очередь еще и потому, что вы, как говорится, «без отрыва от производства», продолжали и продолжаете свою научно-исследовательскую деятельность. И наверняка предстоит напряженная работа в период открывшейся осенней сессии Госдумы?
— Пока в плане работы комитета стоит более 60 законодательных инициатив, но, скорее всего, как показывает практика, их будет больше. Обо всех в рамках данной статьи рассказать невозможно, поэтому отмечу только ряд законопроектов, в разработке которых я принимаю участие наряду с другими депутатами.
Прежде всего, это проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О защите конкуренции». Его основной целью является устранение несоответствий норм ряда федеральных законов закону о защите конкуренции и исключение положений, дублирующих нормы указанного закона.
Немаловажен также законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». Эта законодательная инициатива направлена на корректировку необходимой нормативно-правовой базы торговой деятельности в Российской Федерации, которую составляют ряд федеральных законов. Здесь также прописана регламентация полномочий органов государственной власти субъектов РФ в сфере торговой деятельности, а также уточнено регулирование порядка организации ярмарок.
В заключение упомянул бы законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе», особенностью которого является создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, что отвечает содержащимся в нем нормам, направленным на обеспечение регулирования социальной рекламы. Подчеркну, что этот перечень далеко не полный, по каждому из этих инициатив предстоит, возможно, непростая дискуссия, но какой будет судьба каждого законопроекта — покажет время.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: