Новости
28 Ноября 2011, 09:44

Хафиз Салихов: «Резидентов ждут в зонах»

На прошлой неделе Госдума РФ приняла законопроект, значительно расширяющий права и возможности участников территорий Особых экономических зон. О новаторстве и особенностях нового закона рассказал председатель подкомитета по развитию государственно-частного партнерства Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству, доктор физико-математических наук Хафиз Салихов.

салихов

— Хафиз Миргазямович, вы являетесь cоавтором нового закона «Об особых экономических зонах» и докладывали о нем с трибуны Думы, вообще-то, насколько нам известно, фактически стояли у истоков создания первой в России, а точнее, в нашей республике, свободной экономической зоны «Алабуга»?

— Совершенно верно… Официально Алабуга начала свою деятельность в конце 2005 года, но подготовительная работа по ее созданию заняла больше семи лет, и мне, в бытность министром внешнеэкономической деятельности и торговли республики, пришлось заниматься ее созданием, как говорится, с чистого листа.

Честно скажу, не все тогда получилось так, как задумывалось, но вот прошли годы, время показало, что многие мои взгляды на развитие особой экономической зоны оказались правильными, что и нашло отражение в новом законопроекте…

А в вашем вопросе частично отражен и ответ — закон действительно, по сути, новый, настолько он «переформатирован» в пользу инвесторов.

— Какие законодательные новации вы считаете наиболее значимыми в новом законе?

— Я бы предпочел не ранжировать законодательные новеллы, они все по-своему важны и своевременны. Просто обозначу некоторые из них. Отныне промышленно-производственные ОЭЗ могут создаваться не на двух, как было, а на трех участках территории, общая площадь которых может составлять сорок квадратных километров, что в два раза больше прежнего параметра, и это должно позитивно сказаться на инвестиционной привлекательности для потенциальных инвесторов. Законом вводятся такие новые понятия, как «управляющая компания» и «кластер», и теперь ОЭЗ одного или нескольких типов могут быть объединены в единый кластер решением Правительства Российской Федерации. Также законодательно закреплено как общее правило создание ОЭЗ без проведения конкурса по отбору заявок.

Существенно переработана четвертая часть статьи 6, посвященная соглашению о создании ОЭЗ, новые положения которой направлены, прежде всего, на совершенствование нормативно-правового регулирования с целью повышения эффективности ОЭЗ. Более того, учитывая мировой опыт и целевые показатели по развитию ОЭЗ на долгосрочный период, предлагается создавать ОЭЗ не на 20, а на 49 лет…

— Вы упомянули о создании в особых экономических зонах управляющих компаний — каковы их функции и назначение?

— Эта новелла направлена на повышение эффективности экономической зоны, в том числе и через оформление механизма передачи отдельных полномочий по управлению ОЭЗ именно управляющим компаниям, а не открытому акционерному обществу, сто процентов акций которого принадлежит государству. При этом уполномоченный правительством федеральный орган исполнительной власти будет обобщать информацию и представлять в правительство ежегодный отчет о результатах функционирования ОЭЗ.

Добавлю также, что законодательно закрепляется сложившийся на практике механизм бюджетного финансирования управляющей компании через двойной трансфертный взнос.

Детализация полномочий органов управления в новой редакции отражает сложившуюся за годы практику управления и распоряжения земельными участками и иными объектами недвижимости, расположенными в границах зоны и находящимися в государственной или муниципальной собственности. Впервые управляющая компания становится стороной самостоятельного соглашения ОЭЗ (или кластером), заключаемого между управляющей компанией и уполномоченным правительством России федеральным органом исполнительной власти. Мы полагаем, что с учетом нового юридического закрепления статуса управляющей компании, а также принимая во внимание, что представители управляющей компании на законных основаниях будут принимать участие в качестве представителей в наблюдательных советах экономических зон, а функции и ответственность управляющей компании прямо прописаны в законе и соответствующих соглашениях, следует ожидать положительного экономического эффекта по развитию экономических зон от деятельности новых игроков, которыми будут являться управляющие компании.

— Принимались ли во внимание при подготовке закона предложения и пожелания действующих резидентов ОЭЗ?

— Безусловно. Был также тщательно изучен и обобщен опыт действующих ОЭЗ. В этой связи многие новеллы при подготовке законопроекта были направлены на урегулирование на законодательном уровне возникающих на практике проблем. С этой целью не только унифицированы правила и процедуры по получению статуса резидента и заключения соглашений с резидентами независимо от типа зоны, но и уточнены виды деятельности, которые резидент вправе осуществлять на территории ОЭЗ. Предусмотрено также введение упрощения порядка предоставления статуса резидента технико-внедренческих ОЭЗ малым компаниям, проекты которых предполагают объем инвестиций до 30 миллионов рублей и не требуют предоставления земельных участков. Заявки на такие проекты и бизнес-планы заявителей будут теперь рассматриваться органами управления зоны без участия экспертного совета.

— Вы говорите о повышении привлекательности экономических зон для резидентов. А как быть с нерезидентами, иностранными субъектами?

— О них особый разговор. Практика функционирования экономических зон предполагает необходимость привлечения для работы иностранных высококвалифицированных специалистов. В этой связи законом предложено оптимизировать миграционный режим для иностранных граждан, привлекаемых для работы в ОЭЗ всех типов, прежде всего технико-внедренческого. Вместе с тем законом не предусмотрено снижение размера заработной платы или вознаграждения иностранных граждан, работающих в качестве специалистов в экономических зонах, а лишь устанавливается критерий признания таких граждан высококвалифицированными специалистами. Исходя из признания такого критерия предлагается установить размер их заработной платы не менее семисот тысяч рублей в год в соответствии с заключенными ими с резидентами технико-внедренческих ОЭЗ трудовыми договорами либо гражданско-правовыми договорами на выполнение работ, оказание услуг; и в размере не менее одного миллиона рублей для иностранных граждан, привлеченных резидентами остальных типов зон.

— Что еще вы могли бы отметить как законодательную новизну для резидентов особых экономических зон?

— В законе введено понятие логистической деятельности, которую вправе осуществлять резидент промышленно-производственной ОЭЗ и предложена новая редакция понятия технико-внедренческой деятельности. При этом также впервые указано, что осуществление технико-внедренческой деятельности в промышленно-производственной ОЭЗ допускается по решению экспертного совета по технико-внедренческим ОЭЗ. В данном случае я бы хотел подчеркнуть, что аналогичная норма уже существует в отношении резидентов технико-внедренческих зон.

Закон также расширяет определение технико-внедренческой деятельности, включив в нее предоставление резидентам технико-внедренческих ОЭЗ услуг инновационной инфраструктуры, необходимой для ведения их деятельности. Это даст возможность получения статуса резидента компаниям, организующим на территории технико-внедренческих зон лаборатории, центры коллективного пользования, а также иные объекты инновационной инфраструктуры. Что касается резидентов портовых ОЭЗ, то в закон добавлено положение, согласно которому указанные резиденты вправе осуществлять производственную деятельность в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне.

— Наиболее болезненная тема для бизнеса — это, конечно, налоги. Какие налоговые новации зафиксированы в законе?

— С целью снижения порога окупаемости проектов, реализуемых в ОЭЗ, предложено внести изменения в Налоговый кодекс. В частности, по налогу на прибыль для организаций-резидентов технико-внедренческих ОЭЗ, а также организаций-резидентов ОЭЗ туристско-рекреационного типа, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер, предлагается установить нулевую ставку при уплате в федеральный бюджет, и не выше 13,5 \% — при уплате в бюджеты субъектов Российской Федерации. Что касается налога на имущество, то для всех резидентов ОЭЗ предусмотрено освобождение от уплаты этого налога на срок 10 лет вместо прежних пяти, а для организаций, признаваемых управляющими компаниями, освобождение от данного налога в течение 10 лет.

В целом хотел бы сказать, что с юридической точки зрения закон комплексно восполняет существовавшие пробелы, что позволит в целом усовершенствовать систему управления особыми экономическими зонами в России, в том числе путем усиления роли управляющих компаний, а также открывает новые возможности для эффективного развития туристических кластеров в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и в Республике Адыгея.

— Хафиз Миргазямович, насколько мы знаем, вы решили завершить свою депутатскую деятельность в Госдуме РФ. Подвели уже для себя какие-то итоги и каковы планы?

— К сожалению, не все из задуманного успел осуществить, но и сделано немало. Если кратко, я являюсь соавтором почти 40 системных федеральных законопроектов в области экономической политики и еще более 30 региональных законов, включая Татарстан, в области развития государственно-частного партнерства. Экспертным советом по законодательству о государственно-частном партнерстве Государственной Думы РФ, председателем которого я являлся весь период работы данного созыва парламента, организованы и проведены десятки конференций, симпозиумов, «круглых столов» как на общероссийском, так и международном уровне. Проведена значительная работа по становлению российского законодательства о государственно-частном партнерстве. Разработан и предложен регионам модельный закон «Об участии субъекта РФ в проектах государственно-частного партнерства», получивший высокую оценку на местах и послуживший хорошим методологическим подспорьем для принятия субъектами собственных законов о ГЧП.

Особо хотел бы отметить, что весь период депутатской деятельности мной велась работа по защите интересов республиканских товаропроизводителей, по запросам граждан-избирателей, по лоббированию интересов республики на федеральном уровне и усилению ее инвестиционного имиджа. Будучи координатором рабочей группы в составе пяти республиканских ведомств — по работе с федеральными органами государственной власти — в рамках реализации федеральных целевых программ, мне удалось привлечь в республику более 4 миллиардов рублей федеральных средств…

Отвечая на вторую часть вашего вопроса, скажу, что предложений у меня много, как и планов. Во-первых, продолжу работу в Экспертном совете — сейчас идет дискуссия, по какому пути двигаться российскому законодательству о государственно-частном партнерстве: принимать единый федеральный закон или дальше двигаться в «региональном формате»…Как эксперту, прошедшему к тому же в текущем году специализацию по государственно-частному партнерству в Институте государственного управления Гарвардского университета, было бы весьма уместно продолжить участие в этой дискуссии. Планирую также работу, в качестве представителя от Российской Федерации, в Европейской экономической комиссии при ООН в Женеве. Что касается общественной деятельности: в свое время мне много дал спорт, считаю, что должен быть благодарным ему и буду по мере сил и возможностей трудиться на посту президента Федерации легкой атлетики Татарстана. Я уверен, что после выступлений наших легкоатлетов на «Универсиаде-2013» в Казани этот вид спорта получит второе дыхание и займет достойное место в базовой олимпийской подготовке наших республиканских спортсменов.

Хочу напомнить уважаемым читателям газеты, что по образованию я инженер, доктор физико-математических наук. Государственной службе отдал более 15 лет, хотелось бы повернуться в сторону науки, внести свой вклад в ее «смычку» с производством и бизнесом, о необходимости которой так много ныне говорится с высоких государственных трибун.

Наша группа уже приступила к работе на питерской базе, предложив на международный рынок нашу разработку инфракрасных сенсоров химических веществ. На втором этапе проекта — производство датчиков и в Казани.

Газета «Время и Деньги»

Новости
20 Апреля 2024, 14:15

На ремонт наружного освещения Казани потратят ₽60 млн

Работы должны завершить до 24 октября.

На ремонт наружного освещения Казани направят 60 млн рублей. Эта информация содержится в тендере на сайте госзакупок.

За указанную сумму планируется перенести опоры на улице Айдарова, установить более 40 опор наружного освещения на проспекте Ямашева, четыре опоры на улице Молодежная, 19 опор на улице Фатыха Амирхана, а также девять опор на улице Лаврентьева на тротуаре между лицеем № 23 и гимназией № 7. Работы должны завершить до 24 октября. Финансирование будет осуществляться из бюджета республики.

Ранее TatCenter писал, что «Главтатдортранс» планирует установить в Татарстане искусственное освещение на дорогах общей протяженностью 12,455 км.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: