— Хафиз Миргазямович, вы являетесь cоавтором нового закона «Об особых экономических зонах» и докладывали о нем с трибуны Думы, вообще-то, насколько нам известно, фактически стояли у истоков создания первой в России, а точнее, в нашей республике, свободной экономической зоны «Алабуга»?
— Совершенно верно… Официально Алабуга начала свою деятельность в конце 2005 года, но подготовительная работа по ее созданию заняла больше семи лет, и мне, в бытность министром внешнеэкономической деятельности и торговли республики, пришлось заниматься ее созданием, как говорится, с чистого листа.
Честно скажу, не все тогда получилось так, как задумывалось, но вот прошли годы, время показало, что многие мои взгляды на развитие особой экономической зоны оказались правильными, что и нашло отражение в новом законопроекте…
А в вашем вопросе частично отражен и ответ — закон действительно, по сути, новый, настолько он «переформатирован» в пользу инвесторов.
— Какие законодательные новации вы считаете наиболее значимыми в новом законе?
— Я бы предпочел не ранжировать законодательные новеллы, они все по-своему важны и своевременны. Просто обозначу некоторые из них. Отныне промышленно-производственные ОЭЗ могут создаваться не на двух, как было, а на трех участках территории, общая площадь которых может составлять сорок квадратных километров, что в два раза больше прежнего параметра, и это должно позитивно сказаться на инвестиционной привлекательности для потенциальных инвесторов. Законом вводятся такие новые понятия, как «управляющая компания» и «кластер», и теперь ОЭЗ одного или нескольких типов могут быть объединены в единый кластер решением Правительства Российской Федерации. Также законодательно закреплено как общее правило создание ОЭЗ без проведения конкурса по отбору заявок.
Существенно переработана четвертая часть статьи 6, посвященная соглашению о создании ОЭЗ, новые положения которой направлены, прежде всего, на совершенствование нормативно-правового регулирования с целью повышения эффективности ОЭЗ. Более того, учитывая мировой опыт и целевые показатели по развитию ОЭЗ на долгосрочный период, предлагается создавать ОЭЗ не на 20, а на 49 лет…
— Вы упомянули о создании в особых экономических зонах управляющих компаний — каковы их функции и назначение?
— Эта новелла направлена на повышение эффективности экономической зоны, в том числе и через оформление механизма передачи отдельных полномочий по управлению ОЭЗ именно управляющим компаниям, а не открытому акционерному обществу, сто процентов акций которого принадлежит государству. При этом уполномоченный правительством федеральный орган исполнительной власти будет обобщать информацию и представлять в правительство ежегодный отчет о результатах функционирования ОЭЗ.
Добавлю также, что законодательно закрепляется сложившийся на практике механизм бюджетного финансирования управляющей компании через двойной трансфертный взнос.
Детализация полномочий органов управления в новой редакции отражает сложившуюся за годы практику управления и распоряжения земельными участками и иными объектами недвижимости, расположенными в границах зоны и находящимися в государственной или муниципальной собственности. Впервые управляющая компания становится стороной самостоятельного соглашения ОЭЗ (или кластером), заключаемого между управляющей компанией и уполномоченным правительством России федеральным органом исполнительной власти. Мы полагаем, что с учетом нового юридического закрепления статуса управляющей компании, а также принимая во внимание, что представители управляющей компании на законных основаниях будут принимать участие в качестве представителей в наблюдательных советах экономических зон, а функции и ответственность управляющей компании прямо прописаны в законе и соответствующих соглашениях, следует ожидать положительного экономического эффекта по развитию экономических зон от деятельности новых игроков, которыми будут являться управляющие компании.
— Принимались ли во внимание при подготовке закона предложения и пожелания действующих резидентов ОЭЗ?
— Безусловно. Был также тщательно изучен и обобщен опыт действующих ОЭЗ. В этой связи многие новеллы при подготовке законопроекта были направлены на урегулирование на законодательном уровне возникающих на практике проблем. С этой целью не только унифицированы правила и процедуры по получению статуса резидента и заключения соглашений с резидентами независимо от типа зоны, но и уточнены виды деятельности, которые резидент вправе осуществлять на территории ОЭЗ. Предусмотрено также введение упрощения порядка предоставления статуса резидента технико-внедренческих ОЭЗ малым компаниям, проекты которых предполагают объем инвестиций до 30 миллионов рублей и не требуют предоставления земельных участков. Заявки на такие проекты и бизнес-планы заявителей будут теперь рассматриваться органами управления зоны без участия экспертного совета.
— Вы говорите о повышении привлекательности экономических зон для резидентов. А как быть с нерезидентами, иностранными субъектами?
— О них особый разговор. Практика функционирования экономических зон предполагает необходимость привлечения для работы иностранных высококвалифицированных специалистов. В этой связи законом предложено оптимизировать миграционный режим для иностранных граждан, привлекаемых для работы в ОЭЗ всех типов, прежде всего технико-внедренческого. Вместе с тем законом не предусмотрено снижение размера заработной платы или вознаграждения иностранных граждан, работающих в качестве специалистов в экономических зонах, а лишь устанавливается критерий признания таких граждан высококвалифицированными специалистами. Исходя из признания такого критерия предлагается установить размер их заработной платы не менее семисот тысяч рублей в год в соответствии с заключенными ими с резидентами технико-внедренческих ОЭЗ трудовыми договорами либо гражданско-правовыми договорами на выполнение работ, оказание услуг; и в размере не менее одного миллиона рублей для иностранных граждан, привлеченных резидентами остальных типов зон.
— Что еще вы могли бы отметить как законодательную новизну для резидентов особых экономических зон?
— В законе введено понятие логистической деятельности, которую вправе осуществлять резидент промышленно-производственной ОЭЗ и предложена новая редакция понятия технико-внедренческой деятельности. При этом также впервые указано, что осуществление технико-внедренческой деятельности в промышленно-производственной ОЭЗ допускается по решению экспертного совета по технико-внедренческим ОЭЗ. В данном случае я бы хотел подчеркнуть, что аналогичная норма уже существует в отношении резидентов технико-внедренческих зон.
Закон также расширяет определение технико-внедренческой деятельности, включив в нее предоставление резидентам технико-внедренческих ОЭЗ услуг инновационной инфраструктуры, необходимой для ведения их деятельности. Это даст возможность получения статуса резидента компаниям, организующим на территории технико-внедренческих зон лаборатории, центры коллективного пользования, а также иные объекты инновационной инфраструктуры. Что касается резидентов портовых ОЭЗ, то в закон добавлено положение, согласно которому указанные резиденты вправе осуществлять производственную деятельность в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне.
— Наиболее болезненная тема для бизнеса — это, конечно, налоги. Какие налоговые новации зафиксированы в законе?
— С целью снижения порога окупаемости проектов, реализуемых в ОЭЗ, предложено внести изменения в Налоговый кодекс. В частности, по налогу на прибыль для организаций-резидентов технико-внедренческих ОЭЗ, а также организаций-резидентов ОЭЗ туристско-рекреационного типа, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер, предлагается установить нулевую ставку при уплате в федеральный бюджет, и не выше 13,5 \% — при уплате в бюджеты субъектов Российской Федерации. Что касается налога на имущество, то для всех резидентов ОЭЗ предусмотрено освобождение от уплаты этого налога на срок 10 лет вместо прежних пяти, а для организаций, признаваемых управляющими компаниями, освобождение от данного налога в течение 10 лет.
В целом хотел бы сказать, что с юридической точки зрения закон комплексно восполняет существовавшие пробелы, что позволит в целом усовершенствовать систему управления особыми экономическими зонами в России, в том числе путем усиления роли управляющих компаний, а также открывает новые возможности для эффективного развития туристических кластеров в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и в Республике Адыгея.
— Хафиз Миргазямович, насколько мы знаем, вы решили завершить свою депутатскую деятельность в Госдуме РФ. Подвели уже для себя какие-то итоги и каковы планы?
— К сожалению, не все из задуманного успел осуществить, но и сделано немало. Если кратко, я являюсь соавтором почти 40 системных федеральных законопроектов в области экономической политики и еще более 30 региональных законов, включая Татарстан, в области развития государственно-частного партнерства. Экспертным советом по законодательству о государственно-частном партнерстве Государственной Думы РФ, председателем которого я являлся весь период работы данного созыва парламента, организованы и проведены десятки конференций, симпозиумов, «круглых столов» как на общероссийском, так и международном уровне. Проведена значительная работа по становлению российского законодательства о государственно-частном партнерстве. Разработан и предложен регионам модельный закон «Об участии субъекта РФ в проектах государственно-частного партнерства», получивший высокую оценку на местах и послуживший хорошим методологическим подспорьем для принятия субъектами собственных законов о ГЧП.
Особо хотел бы отметить, что весь период депутатской деятельности мной велась работа по защите интересов республиканских товаропроизводителей, по запросам граждан-избирателей, по лоббированию интересов республики на федеральном уровне и усилению ее инвестиционного имиджа. Будучи координатором рабочей группы в составе пяти республиканских ведомств — по работе с федеральными органами государственной власти — в рамках реализации федеральных целевых программ, мне удалось привлечь в республику более 4 миллиардов рублей федеральных средств…
Отвечая на вторую часть вашего вопроса, скажу, что предложений у меня много, как и планов. Во-первых, продолжу работу в Экспертном совете — сейчас идет дискуссия, по какому пути двигаться российскому законодательству о государственно-частном партнерстве: принимать единый федеральный закон или дальше двигаться в «региональном формате»…Как эксперту, прошедшему к тому же в текущем году специализацию по государственно-частному партнерству в Институте государственного управления Гарвардского университета, было бы весьма уместно продолжить участие в этой дискуссии. Планирую также работу, в качестве представителя от Российской Федерации, в Европейской экономической комиссии при ООН в Женеве. Что касается общественной деятельности: в свое время мне много дал спорт, считаю, что должен быть благодарным ему и буду по мере сил и возможностей трудиться на посту президента Федерации легкой атлетики Татарстана. Я уверен, что после выступлений наших легкоатлетов на «Универсиаде-2013» в Казани этот вид спорта получит второе дыхание и займет достойное место в базовой олимпийской подготовке наших республиканских спортсменов.
Хочу напомнить уважаемым читателям газеты, что по образованию я инженер, доктор физико-математических наук. Государственной службе отдал более 15 лет, хотелось бы повернуться в сторону науки, внести свой вклад в ее «смычку» с производством и бизнесом, о необходимости которой так много ныне говорится с высоких государственных трибун.
Наша группа уже приступила к работе на питерской базе, предложив на международный рынок нашу разработку инфракрасных сенсоров химических веществ. На втором этапе проекта — производство датчиков и в Казани.
Газета «Время и Деньги»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: