— В республике существовала Ассоциация рестораторов и отельеров г. Казани и Татарстана. Почему возникла потребность создать отдельную Ассоциацию отелей?
Гульнара Сафина, президент Ассоциации отелей г. Казани и республики Татарстан и управляющий отеля «Relita-Kazan»: Идея создания отдельной ассоциации отелей давно назревала. Дело в том, что в Ассоциацию рестораторов и отельеров входило лишь порядка десяти представителей отельного бизнеса, а для нас очень важно, чтобы консолидировались все участники рынка, только тогда можно будет говорить о том, что мы представляем отрасль, и отстаивать свои интересы.
— Почему создать Ассоциацию решили именно сейчас?
Гульнара Сафина: Мы «доросли» до осознания важности консолидации усилий всех участников рынка. Создание самостоятельной ассоциации — это показатель определенной зрелости отрасли. Мы вышли из «возраста» разрозненных конкурирующих игроков, перешли на стадию совместного участия в развитии отрасли и шире — туристического потенциала нашего региона.
Без взаимодействия, обмена информацией, совместного продвижения значимых инициатив вряд ли можем придти к высокопрофессиональному рынку, а конкуренты очень сильные, причем как раз там, где созданы свои ассоциации отельеров: в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде.
— Каковы основные тенденции рынка отелей в Казани?
Владимир Орлов, вице-президент Ассоциации отелей г. Казани и республики Татарстан и генеральный менеджер отеля «Park Inn by Radisson Kazan»:
— Сам я не из Казани и даже не из Татарстана, но около пяти лет наблюдаю за рынком республики, и лично мне нравится тенденция с развитием туристической отрасли. Мы, отельеры, не торгуем отелем, мы продаем направление. И в этом смысле Татарстан очень интересен: как регион-донор с хорошей экономикой он актуален для бизнес-туризма, а в силу исторической, культурной составляющей привлекателен для туристов-путешественников.
Казанский рынок отелей начинал как московский, а теперь движется к петербургскому.
Поясню: Москва — это в большей степени бизнес-туризм, поэтому в праздничные даты там часто бывает пусто. А в Петербурге сначала был лучше развит туристический отдых, скажем, Новый год, Белые ночи — там всегда полный аншлаг. Но к сегодняшнему дню уже активно набирает обороты и бизнес-туризм.
Идеальный вариант — это сбалансированная ситуация, когда в рабочие сезоны высокая бизнес-активность и заполненность отелей, а в выходные и праздничные дни большой приток туристов. Для рынка это самая хорошая ситуация. И вот сейчас в Казани идет постепенное движение, как мне кажется, именно к такому положению дел.
Рынок Татарстана высококонкурентный, высокоэкспертный и с хорошей динамикой.
Скажем, отель «Ривьера» — уникальный продукт для России, и это один из магнитов, который тянет туристов в Татарстан.
«Корстон» — тоже уникальный объект: 400 номеров, огромные конгресс-площади — такие комплексы в стране можно пересчитать по пальцам.
RAMADA — сетевой отель, который уже не первый год входит в топ-20 лучших отелей России на TripAdvisor по качеству предоставляемых услуг.
Luciano Residense — нишевый отель с высококлассными услугами спа-комплекса, который очень известен в своем сегменте рынка и по соотношению цена-качество зачастую превосходит аналогичные московские объекты.
И так далее: выбор отелей здесь очень широкий. Я знаю, что еще один крупный сетевой игрок пристально присматривается к Казани. Это говорит о том, что рынок интересен, динамика позитивная.
То есть с одной стороны есть высокий спрос, с другой стороны есть предложение, причем интересное и разнообразное. А сам город! Люди, которые приезжают в Казань по делам, все говорят, что надо вернуться и просто посмотреть этот город.
— Участие в деятельности Ассоциации будет одинаково интересно всем участникам рынка?
Владимир Орлов: Конечно, в этом-то главный смысл ее существования. И абсолютно правильно, что объединить решено не только отели Казани, но всего Татарстана. У всех есть определенные проблемы, и у крупных игроков, и у маленьких. И один и тот же вопрос для кого-то — голов
ная боль, а для кого-то — проблема уже решенная и давно забытая, и он готов делиться своей историей.
Такие разговоры профессионалов — это дорогого стоит. Ассоциация объединит всех: и крупных, и маленьких, и опытных, и начинающих. Сейчас мы как раз вырабатываем механизм, как создать честное представительство в Ассоциации абсолютно всех.
Гульнара Сафина: Уже сейчас поддержали создание Ассоциации и руководители независимых небольших отелей, и представители международных сетей. Дело в том, что международная сеть — это большой плюс в продвижении отеля: есть бренд, идущее за брендом распространение информации во всех глобальных сетях
Руководители отелей международных сетей понимают важность включенности в диалог с профессиональным сообществом, вплоть до того, что берут на себя флагманскую функцию. Скажем, в Нижнем Новгороде исполнительным директором Ассоциации отельеров работает генеральный менеджер отеля Ibis Константин Клюев. Они объединились в ассоциацию в 2015 году и советовали нам сделать то же самое, потому что уже успели оценить плюсы такой консолидации усилий.
— Какой будет структура Ассоциации отелей?
Гульнара Сафина: Нас достаточно много: порядка 140 отелей, в том числе очень сильные игроки не только из Казани, но и из Альметьевска, Набережных Челнов, Елабуги
Главным звеном будет совет Ассоциации, в него войдут отельеры по каждому направлению отелей, допустим, по звездности, по географии
и т. д. — они будут принимать участие в принятии ключевых решений. Будет исполнительный директор, ведущий основную организационную работу.
Размеры взноса мы пока не определили, решение будет принимать совет ассоциации с учетом мнений отельеров. Сейчас будет выстраиваться бизнес-план деятельности ассоциации. Чего обычно боятся в любых объединениях: сдаешь деньги, и не знаешь, куда они ушли. Поэтому одним из принципов нашей организации будет предельная открытость и регулярная отчетность о деятельности.
— Какие направления работы Ассоциации на данном этапе Вы определяете как ключевые?
Гульнара Сафина: Планируем укрепить отношения с крупными федеральными организациями, в частности федерацией рестораторов и отельеров РФ, Региональной гостиничной ассоциацией и другими объединениями. У них уже есть положительный опыт по решению проблем отрасли, выстроено взаимодействие на федеральном уровне с различными комитетами Госдумы РФ, Советом Федерации и другими властными структурами.
Планируем входить в советы по предпринимательству и другие рабочие группы, поднимать и отстаивать вопросы и проблемы отельеров перед органами власти.
Ведь одно дело, когда приходит с вопросом один отельер, а другое — когда под документом подписались, скажем, семьдесят отелей — это уже большая сила, не считаться с которой будет невозможно.
— Какие вопросы Вы бы в первую очередь включили в план обсуждения со структурами власти?
Гульнара Сафина: Есть общие вопросы, актуальные для всего города, как например, запрет на размещение массивных рекламных конструкций (вывесок) на крышах зданий в историческом центре Казани в соответствие с ПЗО «Ансамбль Казанского Кремля», который коснулся и отелей тоже. А ведь для отеля вывеска — это очень важный инструмент продвижения, да и просто незаменимый помощник туристам в плане навигации.
Или ситуация со сбором вознаграждения за исполнение по телевизору фонограмм в номерном фонде отеля: спорным является вопрос о включении номера отеля в состав публичных мест общественного пользования, влекущим за собой соответствующие отчисления, зачастую весьма внушительные. Эта тема активно обсуждалась еще в 2008—2009 гг., в результате на уровне отдельных ассоциаций были достигнуты определенные устные договоренности с РАО и ВОИС, скаж
ем, члены Региональной гостиничной ассоциации такие отчисления не делают. Но это частная договоренность, не закрепленная на законодательном уровне, и это не правильно, должно быть выработано единое, причем общее для всех регионов, значит, нам надо вынести обсуждение данного вопроса на федеральный уровень. К сожалению, пока законодательство не в пользу отельеров.
Вопрос парковок важен для многих крупных городов, в том числе и для Казани. Включает он и необходимость решения проблемы с парковками туристических автобусов. Если около отеля стоит запретительный знак, туристов высаживают на некотором расстоянии, и они вынуждены с багажом проходить путь до дверей отеля, это может отразиться на имидже данной гостиницы и привести к потере конкурентного преимущества.
Таких общих проблем очень много. Необходимо преодолевать недостаточную информированность игроков рынка о тех или иных законодательных актах, касающихся нашей отрасли. Отельеры должны иметь возможность вносить свою лепту в продвижение той или иной инициативы в сфере законодательства. Надеемся, что создание Ассоциации позволит нам аккумулировать вопросы и проблемы отельеров и более оперативно взаимодействовать с органами власти в процессе их решения.
Хотелось бы поделиться и положительными моментами.
У нас в Татарстане сложилась счастливая ситуация для развития туристической отрасли в целом, это отмечают и коллеги из Москвы, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга и других городов: у нас и в Госкомитете РТ по туризму, и в Комитете содействия развитию туризма собрались профессионалы от отрасли, которые четко понимают, что нужно для ее развития.
Результат мы видим: не так давно, в 2009 году сложно было представить, что у нас все лето будет заполнено туристическими группами, мы бы не поверили, если бы нам сказали, что на майские праздники в отелях будет овербукинг, ноябрьские, новогодние каникулы — то же самое. А ведь прошел совсем небольшой период времени, и сейчас это уже реальность.
Стоит отметить также огромную роль в развитии отрасли и объединения ее участников Центра развития туризма РТ. Это такая путеводная звезда для нашей гостиничной отрасли. Именно благодаря этой структуре началась работа по созданию объединения отельеров, в рамках которого мы действовали бы не как конкуренты, а наоборот взаимодействовали и общались дружески, делились друг с другом информацией.
— Взаимодействие с туроператорами и турагентами, на Ваш взгляд, требует работы Ассоциации?
Гульнара Сафина: Конечно. Недавно мы встречались с туристическими компаниями и обсуждали пиковые даты загрузки отелей. В результате выяснилось, что мы хотим одного и того же, и просто важно было принять общие решения.
Отелям нужны гарантированные заявки на пиковые даты, а турфирмам — места для туристов.
Сейчас мы договорились, что сильные добросовестные туристические компании с подтвержденными заявками будут вносить предоплату за бронь номеров на пиковые даты. Таким образом, и фирма, и отель будут иметь гарантии размещения гостей.
Это тем более важно, что речь здесь не о взаимоотношениях какой-либо конкретной турфирмы и отеля, мы все включены в одну цепочку, ведь туристы, получив отказ в размещении, уйдут в другой регион.
Мы и с федеральными туристическими компаниями планируем проводить общие встречи, конференции, потому что есть много тем для обсуждения.
Владимир Орлов: Ассоциация будет взаимодействовать с представителями туриндустрии, в том числе и с целью отрегулировать спрос и предложение. Потому что нет ничего хорошего, когда удовлетворить завышенный спрос нет никакой возможности. Отель ведь работает на рынок: если есть суперспрос, «просятся» и завышенные цены, ведь количество номеров в отелях ограничено, с этим ничего не поделаешь. А в результате туристы приезжают и возмущаются, почему все очень дорого.
Туризм — это такой же рынок, на котором работают законы спроса и предложения. Вот как раз отрегулировав спрос, мы сможем прийти к сбалансированным ценам.
— Как обстоят дела с кадрами в сфере отельного бизнеса?
Гульнара Сафина: Огромный кадровый голод испытывают отели, поэтому мы обязательно будем развивать взаимодействие с вузами.
Мы должны и хотим принимать на работу людей с профильным образованием, но зачастую выпускники соответствующих факультетов не владеют иностранными языками, базовыми компьютерными программами, основными компетенциями для работы в отеле, много вопросов с элементарной грамотностью.
Сейчас вузы начинают активно сотрудничать с отелями, чтобы студенты проходили не формальную практику, а действительно погружались в профессиональную деятельность и получали полезные навыки.
— Будут ли члены Ассоциации иметь какие-то преимущества, может быть льготы, иными словами, прямую и материально выраженную выгоду?
Гульнара Сафина: Серьезное направление нашей работы — это взаимоотношения с поставщиками, будь то оборудование для отелей или продукты
Мы планируем проводить мероприятия образовательного характера для членов Ассоциации. Одним из направлений работы станет продвижение отелей Татарстана на туристическом рынке Российской Федерации. Инициаторами идей по продвижению отрасли могут быть не только органы власти, но и мы сами, и скажем, отраслевые форумы, выставки могут проходить у нас.
Владимир Орлов: Конкуренция на рынке отелей сейчас непростая, и одна из задач, которую мы поставим перед Ассоциацией, это подготовка аналитики, современной, простой, удобной, доступной всем. Она нужна и отельерам, и предпринимателям, и руководству города. Есть менеджерские приемы, и методы серьезного уровня.
Скажем, любой инвестор, который заходит на рынок, просит отчет STR — это автоматически обновляемая информация по всему рынку отелей, в которой в том числе прописано единообразие статистических показателей, и этот отчет используется в международной практике. В Татарстане такого полноценного отчета пока нет. Надеюсь, нам удастся его реализовать, потому что вещь это очень важная.
Хочется, чтобы Ассоциация отельеров не стала проектом ради проекта, а дала форму такой кропотливой работы, которая позволила бы всему профессиональному сообществу двигаться дальше. Эффект синергии никто не отменял, нам важно всем объединиться и постепенно решать существующие вопросы.
Беседовала Нина Максимова
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: