Президент — председатель правления банка ВТБ Андрей Костин заявил:
«За последние четыре года мы создали уникальную бизнес-модель, основанную на сочетании ведущего корпоративно-инвестиционного банка и одного из самых эффективных розничных банков на российском рынке. Мы укрепили свои позиции в качестве лидера рынка, нарастив объемы бизнеса быстрее конкурентов за счет как органического роста, так и эффективных приобретений. В основе новой стратегии Группы лежит наше понимание тех возможностей и вызовов, с которыми мы столкнемся в условиях замедления роста экономики и банковского сектора».
На протяжении следующих трех лет основными задачами Группы будут:
- Сохранение позиций корпоративно-инвестиционного банковского бизнеса с дальнейшим повышением его эффективности и увеличением потока непроцентных доходов;
- Опережающий рост на рынках розничного кредитования и привлечения средств физических лиц;
- Дальнейшее увеличение доли розничного бизнеса в активах и доходах Группы;
- Выделение среднего бизнеса в отдельный операционный сегмент и центр прибыли с целью обеспечения существенных темпов роста объемов данного бизнеса, его доли рынка и показателей прибыльности;
- Бережливое отношение к расходам во всех бизнес-линиях;
- Дальнейшее укрепление риск-менеджмента на уровне Группы;
- Получение дополнительного синергетического эффекта от интеграции и подготовка к слиянию крупнейших банков Группы.
«Эти инициативы в сочетании с четкими операционными и финансовыми целями, зафиксированными в стратегии, помогут нам успешно пройти все фазы экономического цикла и обеспечить прибыльный рост нашего бизнеса в интересах инвесторов», — добавил Андрей Костин.
ОБЗОР СТРАТЕГИИ ГРУППЫ НА 2010 — 2013 гг.
«Стратегия качественного роста» Группы приходит на смену предыдущей стратегии, которая охватывала период с 2010 по 2013 гг. За этот период Группа увеличила активы в 2,4 раза, до 8,8 трлн рублей, кредитный портфель — в 2,5 раза, до 6,6 трлн рублей, средства клиентов — в 2,7 раза, до 4,3 трлн рублей. Росту этих показателей способствовало приобретение и успешная интеграция ТрансКредитБанка (2010 г.) и Банка Москвы (2011 г.).
Кроме того, Группа укрепила розничный бизнес благодаря созданию Лето Банка, специализирующегося на потребительском кредитовании в массовом клиентском сегменте. Лето Банк был признан одним из наиболее успешных новых российских брендов 2013 года.
В рамках стратегии 2010 — 2013 гг. Группа превысила целевые показатели роста, однако показатели рентабельности бизнеса не всегда соответствовали целевым уровням. В соответствии с новой стратегией ключевыми показателем эффективности работы Группы остаются показатели прибыльности.
ПРОГНОЗ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО БАНКОВСКОГО СЕКТОРА
На фоне ухудшения экономической ситуации и ужесточения регулирования на финансовых рынках Группа ожидает, что рост российского банковского сектора будет замедляться как в кредитовании, так и в привлечении клиентских средств. Группа ожидает продолжения консолидации в банковском секторе и дальнейшее укрепление позиций крупнейших банков на протяжении последующих нескольких лет. В корпоративном кредитовании темпы роста будут оставаться стабильными, однако доходность кредитного портфеля и процентная маржа банков будут постепенно снижаться. В розничном кредитовании банки, как ожидается, будут стремиться снижать уровень риска, в связи с чем будет возрастать роль ипотечного кредитования как драйвера роста рынка.
В соответствии с прогнозом Группы, среднегодовые темпы роста (CAGR) корпоративного и розничного кредитования на протяжении действия стратегии будут составлять 7−10% и 15−20% соответственно, а клиентские средства физических лиц и корпоративных клиентов — расти в среднем на 6−9% и 12−15% в год соответственно.
ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ
Целью Корпоративно-инвестиционного банковского бизнеса (CIB) будет обеспечение роста кредитования на уровне рынка и опережение рынка в привлечении клиентских средств, прежде всего на текущие счета клиентов. В рамках стратегии перед CIB поставлены следующие задачи:
- Диверсификация бизнеса и снижение уровня концентрации доходов и рисков;
- Дальнейшее усиление транзакционного банковского бизнеса с целью
увеличения доли продуктов, приносящих комиссионный доход в совокупных доходах Группы, включая управление остатками на счетах и расчетно-кассовое обслуживание; - Повышение эффективности бизнеса за счет оптимизации численности персонала, стандартизации и улучшения бизнес-процессов, развития инфраструктуры и IT-платформы, а также оптимизации региональной сети.
Средний бизнес выделяется в качестве отдельного операционного сегмента и, как ожидается, будет вносить существенный вклад в доходы Группы. Группа считает обслуживание предприятий среднего бизнеса одним из наиболее перспективных направлений развития. В связи с этим целью сегмента «Средний бизнес» станет увеличение рыночной доли по всем ключевым продуктам, включая кредиты, текущие счета, комиссионные продукты. Этот рост планируется обеспечить, в частности, за счет развития кросс-продаж. Ожидается, что в течение срока действия стратегии клиентская база сегмента среднего бизнеса увеличится в 1,6−1,8 раза, до более чем 20,000 активных клиентов. Еще одним приоритетом сегмента станет существенное сокращение расходов.
По направлению розничного бизнеса Группа планирует продолжить наращивать клиентскую базу и рыночную долю по депозитам и кредитам физических лиц и малого бизнеса. К концу 2016 года клиентская база Группы в розничном сегменте будет насчитывать 20 миллионов физических лиц и более 300,000 предприятий малого бизнеса. Для достижения этой цели планируется как расширение розничной сети филиалов Группы, так и продолжение инвестирования в развитие дистанционных каналов обслуживания. Запланировано увеличение общего количества розничных офисов Группы по России, работающих под брендами ВТБ24, Лето Банк и Банк Москвы, примерно до 2,600 против 1,600 на конец 2013 года. Одновременно ожидается дальнейший рост продаж банковских продуктов и операций по обслуживанию клиентов через банкоматы, интернет и по телефону.
Повышение эффективности деятельности и усиление контроля над расходами по всем направлениям бизнеса является ключевым приоритетом Группы на 2014−2016 годы. Группа планирует реализовать следующие ключевые инициативы по повышению эффективности деятельности:
- Сокращение расходов на персонал CIB за счет оптимизации численности персонала и системы вознаграждения;
- Интеграция на уровне Группы инфраструктуры операционной поддержки и контроля;
- Налаживание более тесного взаимодействия по обслуживанию корпоративных клиентов на уровне филиальных сетей ВТБ и Банка Москвы и дальнейшая оптимизации региональной сети Группы;
- Повышение эффективности подразделений операционной поддержки и оптимизация административных расходов.
В целях содействия сокращению расходов в Группе ВТБ создается специализированный офис по управлению данным проектом, а показатели, связанные с целями по оптимизации расходов, включаются в мотивационную программу в крупнейших банках и компаниях Группы.
Также будут приниматься меры по дальнейшей интеграции всех российских банковских структур Группы для реализации цели по созданию единой банковской платформы в долгосрочной перспективе, за горизонтом данной стратегии.
ПЛАНОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ГРУППЫ ВТБ НА 2016 ГОД
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: