Новости
29 Апреля 2011, 06:58

Григорий Сергиенко, Российский топливный союз: «Придется выбирать — дефицит бензина или рост цен»

Эксперты отмечают признаки надвигающегося дефицита топлива в Москве. В таких регионах, как Алтайский край, топливный кризис уже стал реальностью, заставив ФАС вмешаться в ситуацию. Между тем исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко считает, что сговор тут ни при чем — просто административные меры по сдерживанию цен на бензин сделали продажу топлива на внутреннем рынке для производителей слишком невыгодной после изменения мировой конъюнктуры.

Сергиенко — Григорий, действительно ли Москве грозит дефицит бензина?

— Судя по тем данным, которые поступают от руководителей фирм, да, сейчас есть сложности с приобретением топлива.

— Это действительно вина вертикально-интегрированных нефтяных компаний?

— Нет, это не их вина, они просто действуют в искусственно созданных экономических условиях и реализуют ресурсы там, где им выгодно.

— А в чем тогда объективная причина дефицита?

— В административном регулировании внутренних цен, которое сделало продажу топлива на внутреннем рынке невыгодным. Еще когда цена на нефть была значительно ниже, нефтяные компании могли позволить себе такие потери, но сейчас макроэкономическая ситуация на мировых рынках изменилась.

— То есть ФАС напрасно видит здесь сговор нефтяных компаний?

— Да какой сговор? У ФАС сложились уже определенные стереотипы, она везде видит какой-то заговор, лукавство. Но есть рыночные законы, когда товар идет туда, где за него больше платят.

— То есть если власти хотят избавиться от дефицита, им надо отменить административное регулирование цен на внутреннем рынке?

— Абсолютно точно. Или же установить административное регулирование по всей цепочке. Как это происходит, скажем, в Иране, Венесуэле, Ливии, Саудовской Аравии. Но это очень неповоротливый механизм, в отличие от рыночного ценообразования, и он в конечном итоге очень дорого обойдется бюджету.

— Но ведь и отказаться от административного регулирования вовсе — тоже рискованно, особенно в предвыборный период?

— Ну, я думаю, официально и публично никто не будет давать команду «отпустить цены» или «не препятствовать их повышению». Но бензинпроблема в том, что тут придется выбирать: или дефицит бензина, или рост цен.

— Насколько сейчас цена на внутреннем рынке занижена?

— Это вы сами можете посчитать — рыночная цена считается на основе Netback — мировая цена минус транспортные и таможенные расходы. ФАС допускает отклонение максимум в 5% в пользу внутренней цены, нефтяные же компании считают, что дифференциал превышения Netback может составлять до 20%. Надо же учитывать внутреннюю логистику. Скажем, из Поволжья нужно отправить в Архангельск — это же тоже издержки, которые не могут не сказываться на внутренней цене.

— Но как-то в среднем по стране можно посчитать насколько административные меры занижают цены?

— Не считал и считать не буду, это гадание на кофейной гуще. Тут ведь действует и психологический фактор. Когда над вами постоянно висит дамоклов меч антимонопольной службы, которая в любой момент может признать вашу цену на внутреннем рынке завышенной, я не знаю, как будут вести себя производители.

— Вы действительно считаете, что ФАС сейчас готова к решительным мерам?

— Ну, это уже к ним вопрос. Мы вчера встречались с Артемьевым, и лично я вынес оттуда мнение, что ФАС будет действовать так же, как и раньше. У них есть определенные критерии, которые они сами для себя определили, и они будут согласно им принимать решения. На мой взгляд, эти критерии не совсем совершенны и достаточно тенденциозны.

— А вообще, насколько реально нефтяным компаниям сговориться, их же не так мало.

— У нас крупных поставщиков всего пять. Но не стоит везде искать заговоры, когда речь идет об объективных рыночных силах, которые провоцируют на одни и те же действия всех игроков.

Роман Доброхотов
Slon.ru

Новости
17 Августа 2022, 07:15

В Казани благоустроят территорию у центра семьи «Казан»

Строители приподнимут и выровняют берега от Кремлевской дамбы.

В Казани благоустроят территорию у центра семьи «Казан». Здесь обновят газон, установят скамейки и возведут сцену для городских праздников.

Кроме того, строители приподнимут и выровняют берега от Кремлевской дамбы (бывшей Ленинской) до «Чаши» и уложат дорожное покрытие вдоль воды. В результате от центра семьи «Казан» можно будет пройти вдоль дамбы к Казанскому Кремлю.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: