Новости
09 Ноября 2012, 14:00

Готовь валенки с лета. Инструкция по приобретению и эксплуатации

«Сани и валенки готовь с лета" — так гласит русская пословица. И правда, ведь уже не за горами суровая русская зима с тридцатиградусными морозами. Чтобы не замерзнуть в это время года, нужны теплые и удобные валенки! Из чего и как делаются валенки, и какие именно выбрать в материале TatCenter.ru.

Валенки — это русская традиционная обувь, которая используется для ходьбы зимой по сухому снегу. Они являются неотъемлемым атрибутом настоящего русского человека! Из чего же они делаются? Обычно валенки делаются из овечьей шерсти, но существуют валенки из козьей, верблюжьей и собачьей шерсти. Также валенки могут делать из мохера. Мохер — это пряжа, которая получает из шерсти ангорской козы.

Производство валенок очень сложное и трудоемкое. Пословицу «прост как валенок» можно отнести только к форме этой обуви. Изготовление валенок основано на традиционных технологиях, при которой валенки не шьются, а получаются в процессе волкования овечьей шерсти. При помощи такой технологии валенки получают необходимую плотность и форму.

Этапы производства валенок:

1.Получение и подготовка овечьей шерсти. Традиционная технология подразумевает использование двух типов овечьей шерсти — зимней и летней. Летняя шерсть обладает меньшим количеством пуха и легкостью, а зимняя имеет сильную подпушку и длинные волокна.

2.Начальный процесс включает в себя смешивание зимней и летней шерсти в необходимых пропорциях. Её помещают в аппарат, который осуществляет рыхление шерсти, а также очищение. Через 24 часа очищенное сырье попадает в чесально-основальный цех. Здесь специальные чесальные станки изначальное сырьё превращают в пушистое и лёгкое шерстяное одеяло. Далее оно скручивается в несколько слоев вокруг матерчатой заготовки валенка.

3.После этого полученная заготовка сволачивается под влиянием пресса, нагретого плитами станка. Затем создаются носок, пятка и подошва будущего валенка вручную. Именно на данном этапе подошва приобретает нужный размер. Далее заготовка с головкой вновь уплотняется разогретым прессом.

4.Процесс окончательного уплотнения выполняется следующим образом: валенок смачивается, помещается между барабанами установки, которые вращаются и тем самым вызывают уплотнение материала. После чего производится двойная стирка для того, чтобы достичь максимальной усадки материала. В баках под действием механических ударов молотком и высокой температуры валенки становятся плотнее, уменьшается их размер.

5.После усадки материала традиционная технология изготовления валенок предусматривает натягивание заготовки на колодку необходимого размера и отправку в сушку, где под влиянием 100 градусов по Цельсию изделие высыхает и окончательно приобретает такие качества, как надежность и прочность. После сушки остаётся только сделать подбор пары для каждого валенка, оснастить их подошвой и украсить по своему вкусу.

Настоящие русские валенки не имеют различия левого и правого, об этом знает каждый, кто хоть раз их надевал. Но не стоит их носить часто, так как они ограничивают подвижность стопы.

На что следует обратить внимание, выбирая валенки:

Войлок. Валенок должен быть мягким и из чистой овечьей шерсти — это гарантирует теплоту и износоустойчивость. Войлок должен быть одинаковой толщины, без комков, с утолщением на пятке и подошве. Нужно изучить внутреннюю поверхность валенка на предмет бугров. Если они есть, лучше такую обувь не покупать — будет неудобно ходить. Лучше покупать валенки ручной работы, такое изделие качеством превосходит аналогичный экземпляр, произведенный автоматом.

Размер. Очень важно правильно подобрать размер, учитывая, что валенок в ширину разнашивается, а в длину — наоборот, садится. Выбирая валенки по длине стопы, надо измерять длину валенка изнутри, так как толщина войлока бывает разной и, проводя замеры по наружной стороне, можно совершить серьезную ошибку с размером. Нужный размер советуют вычислять по формуле: свой размер минус 13. Так, если вы носите обувь 35-го размера, то валеночки надо брать 22-го, если у вас 41-й — покупаете 28-й. Если вы выбираете валенки для ребенка, лучше, чтобы длина валенка изнутри была на сантиметр больше длины стопы ребенка.

Уход. Валенки рекомендуется чистить щеткой или протирать влажной тряпкой. Мыть их нельзя. Если валенки промокли, ни в коем случае нельзя сушить их на батарее! Лучше сушить валенки при комнатной температуре. Серьёзный вред валенкам может нанести моль, поэтому важно периодически осматривать обувь.

Валенки — оченьудобная, а главное, теплая обувь. Как говорится, «без шубы и валенок и зима без конца».

Светлана Ланская

Новости
18 Декабря 2025, 14:50

В Татарстане закупили более 120 новых автобусов В 2025 году

Они распределились по городам и районам: 80 единиц пополнили парк Челнов, 15 — Нижнекамска, еще 26 были направлены в 42 района республики.

Татарстан продолжает обновление парка общественного транспорта. В текущем году в республике было закуплено более 120 новых автобусов. Как сообщил на встрече с журналистами министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов, за последние пять лет было приобретено около 600 машин.

Новые автобусы распределились по городам и районам: 80 единиц пополнили парк Набережных Челнов, 15 — Нижнекамска, еще 26 были направлены в 42 района республики. По словам министра, в настоящее время более 82% всего общественного транспорта Татарстана находится в нормативном состоянии. Это приближает республику к достижению целевого показателя на 2030 год, который составляет 85%. В частности, в регионе сейчас работает 690 автобусов возрастом до пяти лет и 201 автобус старше 10 лет. Для поддержания и обновления парка, по оценке Ханифова, необходимо закупать по 110−111 новых машин ежегодно. При этом пассажиропоток на автомобильном транспорте демонстрирует рост — за год он увеличился на 3,9%. Всего в 2025 году ожидается около 312,3 млн пассажиров. Особое внимание уделяется сельским маршрутам: на их субсидирование в 36 муниципальных образованиях в этом году выделено 290,9 млн рублей.

Читайте также: «Послание Минниханова — 2026: Какие экономические ориентиры заданы для Татарстана?».

Ханифов Фарит Мударисович

Министр транспорта и дорожного хозяйства РТ

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: