Принятие в 2006 году Федерального закона «О размещении заказов» вызывало неоднозначную реакцию и у чиновников, и у представителей бизнес-сообщества. Но время идет, а закон набирает обороты. Так, за последний год в антимонопольную службу Татарстана поступило 182 жалобы от предпринимателей. Более половины из них были признаны обоснованными, то есть в 65\% случаев антимонопольщиками были выданы предписания об отмене результатов торгов или приведении документации в соответствие с федеральным законодательством. За 2007 год жалоб поступило в 5 раз меньше. И это означает, что у бизнеса появилось понимание сущности госзаказа, и предприниматели теперь могут отстаивать свои интересы и защищать свои пава.
Необходимость наведения порядка в сфере размещения заказов до сих пор остается острой. Практика показывает, что торги, даже если это аукционы, носят «определенный» формат, когда собирается несколько («постоянных», «проверенных») компаний муниципалитета или ведомства, а остальным «по-доброму» советуют не соваться. Задача же антимонопольных служб в данном случае — четко и методично отслеживать проведение таких «домашних» торгов.
Нарушения есть на всех уровнях власти — и на местном, и на региональном, и на федеральном. Все зависит от конкретных людей — должностных лиц, отвечающих за госзаказ. Если чиновники вкупе с бизнесом хотят создать нормальную конкурентную среду, если борются за экономию бюджетных средств, то и система госзаказа, соответственно, прозрачна. А там, где в приоритете другие цели, наблюдаются злоупотребления и нарушения.
Но не все регионы России подходят к проведению аукционов с большим энтузиазмом. В частности, в Санкт-Петербурге с начала действия 94-ФЗ количество размещенных госзаказов на аукционах составило всего 1,1\%. В Республике Татарстан по состоянию на апрель 2008 года на аукционах было размещено 42\% от общего количества заключенных контрактов. При этом многие заказчики сетуют на качество получаемого продукта (товаров, работ, услуг). В данном случае хотелось бы отметить, что дело не в критериях определения победителя, а в том, какие требования выставляет заказчик.
В своей документации о торгах заказчик сам определяет качество, следовательно, главным критерием будет цена, а качество зависит не от того, как определяется победитель, а от того, какие требования заложил заказчик в свою документацию. При хорошо разработанной документации, при заранее заданных заказчиком параметрах качества остается только выбрать того, кто сделает это за наименьшую стоимость. По мнению заместителя руководителя — начальника отдела по взаимодействию с органами госвласти и госзаказа Татарстанского УФАС Ильдуса Кубриева, требования заказчика о 30-процентной гарантии обеспечения обязательств являются достаточным аргументом для качественного исполнения условий контракта победителем торгов.
Сегодня многие говорят о несовершенстве 94-ФЗ, о проблемах, возникающих из него. В некоторых случаях это обоснованно, но скорее это несовершенство бюджетного законодательства (например, проблема доведения лимитов бюджетных обязательств), отраслевых норм и правил (в том числе в сфере строительства), некачественного планирования размещения заказа, а часто элементарного незнания Закона о размещении заказов.
Также часто встречаются ситуации, создающие проблемы для качественного проведения торгов, — это выделение лимитных средств на размещение заказов для освоения в сжатые сроки. Соответственно, заказчик в таких случаях вынужден осознанно идти на нарушения, успев при этом освоить бюджетные деньги.
Введение жестких штрафных санкций в Кодексе об административных правонарушениях (с октября 2007 года они существенно повышены — до 50 тысяч рублей на одно должностное лицо, а если это комиссия госзаказчика — то 30 тысяч рублей на каждого ее члена) — шаг в сторону увеличения персональной ответственности, профессионализму людей, занимающихся госзаказом.
Только в Татарстане за 2007 год антимонопольной службой привлечены к административной ответственности и оштрафованы 83 должностных лица и членов комиссий. Теперь люди, которые входят в состав комиссии, стали думать, что подписывают. Нормы, установленные в Кодексе об административных правонарушениях — это конкретные, четкие условия исполнения порядка проведения торгов. Поэтому, если написано в законе, что информацию надо размещать за 30 дней, то ведь несложно эти 30 дней правильно отсчитать, так же как невозможно «случайно» поменять условия контракта. Если должностное лицо осознанно идет на такие нарушения, следовательно, оно понимает, какие действия совершает и должно нести за это определенную ответственность, а в некоторых случаях, не только в рамках Кодекса об административных правонарушениях.
На сегодняшний день Татарстанским УФАС России заключены соглашения о взаимодействии по контролю в сфере размещения заказов с Прокуратурой РТ, УБЭП МВД по РТ, Территориальным управлением Росфиннадзора по РТ, Счетной палатой РТ, Министерством финансов РТ. Все выездные проверки сотрудники УФАС России осуществляют совместно с сотрудниками Прокуратуры и УБЭП. Такое сотрудничество антимонопольного ведомства с правоохранительными органами также является достаточным фактором для повышения персональной ответственности людей, участвующих в госзаказах, в рамках соблюдения законодательства.
О завершении реформирования госзаказа говорить еще рано, но исполнение норм 94-ФЗ позволило уже сегодня существенно сэкономить бюджетные средства и повлиять на развитие конкуренции в данной сфере. Только по Татарстану экономия бюджетных средств государственного и муниципального заказа за 2007 год составила 4 млрд. рублей. Это хороший результат.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: